понедельник, 11 марта 2013 г.

Это Спарта!

Мой постоянный читатель и старый друг В. Тамеев просил написать пост о спартанцах, когда число подписчиков группы "Настольного религиоведения" Вконтакте достигнет числа 300. В связи с тем, что это прекрасное событие произошло, выполняю данное обещание.

Поздние религиозные представления жителей Спарты были, в целом, сходны с общей древнегреческой политеистической религией. Единственным существенным отличием являлось то, что спартанцы реже справляли религиозные праздники и делали это с меньшей помпой. Гораздо более интересны (и менее известны) древние, ранние спартанские верования.

При разработке данной темы я опирался на прекрасную книгу выдающегося ученого С.Я. Лурье "История Греции", выдержки о древней Спарте (с моими сокращениями, уточнениями и дополнениями) из которой я с огромным удовольствием предлагаю вам.

Легендарный спартанский царь Менелай и его супруга Елена, по-видимому - древнейшие спартанские божества, впоследствии, с изменением религиозных воззрений, низведенные до положения героев. Однако сама обстановка событий в гомеровских поэмах в основе своей историческая. Согласно «Каталогу кораблей» во II песни «Илиады», в Лаконии находилось двенадцать полисов, в том числе Лакедемон, Амиклы и Спарта; все они были подчинены Менелаю, который почти равноправен со своим братом Агамемноном, великим царем Микен.

В Амиклах в классическое время находилось святилище Гиакинфа, самая форма имени которого показывает, что мы имеем дело с божеством микенского времени. Здесь же находились святилища Агамемнона, Клитемнестры (жены Агамемнона) и Александры, отождествленной с дочерью троянского царя, Приама, Кассандрой. В Терапнах в классическое время находилось святилище Менелая и Елены-Древесницы. Приношениями Елене служили цветы; вообще культ Елены сходен с тем культом древесной богини, который изображен на критских рисунках. Существовал у спартанцев и традиционный оракул Пасифаи в Таламах.

В Спарте доступ в святилища был открыт одинаково как юношам, так и девушкам.

Близ Терапн также находилось святилище двух спартанских богов-братьев, Кастора и Полидевка, именуемых Диоскурами. Это были главные боги спартанской государственной общины еще в микенское время; в классическую эпоху два спартанских царя считались их земными воплощениями.

Некогда власть спартанского царя была неограниченной, и он считался божественным существом, земным богом. По спартанскому закону, в случае единогласия между двумя царями их распоряжения считались имеющими безусловную силу. Цари именовались архагетами» такой титул, кроме них, прилагался только к богам: их называли theotimetoi ("чтимые, как боги"). Цари из дома Еврипонтидов считали себя рожденными от связи их матерей не с их биологическим отцом, а с героем (первоначально богом) Астра-баком.

При возвращении царей из похода их встречали божественными почестями. Как и в Египте, принимались особые меры, чтобы предохранить труп царя от разложения: царей хоронили в меду. Наконец, царей считали земными воплощениями небесных богов Тиндаридов: пока оба царя вместе выступали в поход, за ними несли двойную деревянную икону с изображением Тиндаридов; когда вышел закон, что в поход должен выступать только один царь, икону распилили пополам и вместе с царем стал выступать в поход только один Тиндарид. Все эти обычаи и традиции поздней Спарты восходят к глубочайшей старине.

С древнейших времен в Спарте существовали особые должностные лица - эфоры («звездогляды», «наблюдатели»). «Божественные цари» выбирались на определенный срок, и затем их власть могла быть, по совершении определенных религиозных обрядов, продлена на такой же срок. Каждые восемь лет эфоры уходили в святилище Пасифаи и наблюдали за небом: если падающая звезда пронесется в определенном направлении, это означало, что царь должен быть смещен. Естественно, что во время смут эти «звездогляды» имели большой политический вес и значение; как сообщает Плутарх, цари на время отсутствия поручали им свои судебные функции. В конце концов, эфоры (числом в пять человек) приобрели самые ответственные функции - и административные, и судебные.

С семи лет в Спарте начиналось общественное воспитание ребенка свободных граждан, так называемое «агоге», бывшее необходимым условием для получения гражданских прав. Ребенок постепенно, после ряда испытаний и посвящений, переходил из низшего возрастного класса в высший. Помимо прочего, подростки подвергались суровому испытанию - их бичевали у алтаря Артемиды Орфии, а они должны были безмолвно переносить эти пытки.

Дальнейший рост населения заставил спартанцев выйти за естественные границы Лаконии. Переход через Тайгет открывает им возможность сношений с лежавшей к северу от Мессении Элидой, где находился знаменитый храм Зевса Олимпийского. До 736 г. в списке победителей на Олимпийских состязаниях встречается много мессенцев, но ни одного спартанца. После 736 г. мы встречаем уже значительное число спартанцев.

// Интересный штрих ко внешности лакедемонян - они должны были носить бороду, но брить усы!

В Лаконии на мысе Тенаре находился храм Посейдона, который служил убежищем для илотов (рабов); здесь же их отпускали на волю. Посейдон, впрочем, был богом всей общины, в особенности богом аристократии; в Кирене и Таренте, в колониях Спарты, культ Посейдона, занесенный с Тенара, был одним из главных государственных культов. «Асилню» (право убежища) же представляли в древности самые различные храмы, равно как и отпущение рабов на волю производилось в самых различных храмах.

Сообщения Плутарха тоже добавляют немало любопытного к своеобразному отношению спартанцев к религии:
Они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть. Однако спартанцы часто приводят слова "Не приложивши рук, богов не призывай", то есть: призывать богов нужно только, если принялся за дело и работаешь, а иначе не стоит.
В молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше ничего. К своим молитвам спартанцы присоединяют также просьбу даровать им силы переносить несправедливость. 
... 
Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то есть сам себя подвергнуть поруганию.
... 
Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего, связанного с похоронами, скверной. Он запретил класть с покойником какое-либо имущество, а разрешил только заворачивать его в листья сливы и пурпурное покрывало и так погребать, всех одинаково. Он запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне, а также плач и рыдания при похоронах.



Интересно также, что
Маршевые песни побуждали к мужеству, неустрашимости и презрению к смерти. Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы воинственные сердца спартанцев, возбужденные общей благозвучной мелодией, бились бы в единый лад. Поэтому перед сражениями первую жертву царь приносил Музам, моля, чтобы сражающиеся совершили подвиги, достойные доброй славы.
Если спартанцам удается победить врага хитростью, они жертвуют богу Арею быка, а если победа одержана в открытом бою, – то петуха. Таким образом они приучают своих военачальников быть не просто воинственными, но и осваивать полководческое искусство. 
Античный философ так заканчивает свои заметки о Спарте:
Пока государство придерживалось законов Ликурга и данных клятв, оно в течение пятисот лет первенствовало в Элладе, отличаясь хорошими нравами и пользуясь доброй славой. Однако постепенно, по мере того как законы Ликурга стали нарушать, в страну проникали корысть и стремление к обогащению, а сила государства уменьшалась. <...>
Наконец, они отринули вовсе образ жизни предков и, таким образом, сблизились с другими народами. Отказавшись от былой славы и свободного высказывания своих мыслей, спартанцы стали влачить рабское существование, а теперь, как и остальные эллины, оказались под властью римлян.
Ничего не напоминает?..

4 комментария:

  1. Все как везде. История учит что никого ничему не учит:)

    ОтветитьУдалить
  2. В итоге они стали россиянами? Тьфу, т.е. Терпимыми? :-)

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить