четверг, 11 июля 2013 г.

Православный рыцарский орден: к истории одной мистификации

Недавно в одной из многочисленных ссылок мне попалась довольно забавная статья, в которой повествуется об "единственном православном рыцарском ордене". Считаю, что об этом стоит написать - а, точнее, о том, что такого ордена на самом деле никогда не было.


Исторически Восточная церковь после раскола 1054 г. имела гораздо больше внутренних проблем, нежели внешних конфликтов, и создание отдельного рыцарского ордена не являлось чем-то насущно необходимым. Кроме того, сама традиция и техника организации рыцарей-крестоносцев в поход носила ярко выраженный папистский характер. Вспомните, как у А.К. Толстого в стихотворении "Буривой" начинается призыв к крестовому походу против славян:

К делу церкви сердцем рьяный,
Папа шлет в Роскильду слово
И поход на бодричаны
Проповедует крестовый:

«Встаньте! Вас теснят не в меру
Те язычники лихие,
Подымайте стяг за веру,—
Отпускаю вам грехи я.

Все, кто в этом деле сгинет,
Кто падет под знаком крестным,
Прежде чем их кровь остынет, -
Будут в царствии небесном».

Разумеется, ассоциировать себя с ненавистным Ватиканом и пользоваться подобной риторикой ортодоксальным патриархам было невместно. Православие вообще довольно быстро приобретает монашеско-аскетическую, мистическую и духовную направленность, которой чужды как завоевания, так и прославление имени бога подобным образом (в духе воевания гроба\креста господня и т.д.).

Неудивительно, что Византия не имела никаких духовно-рыцарских военных орденов, равно как не имела их и Москва, получившая в наследство от Царьграда православные регалии "защитника и ревнителя истинной веры".


Однако в другой, тоже весьма православной стране, а именно, в Сербии, существует легенда о рыцарском православном ордене. Орден этот, называемый обычно "Орденом Дракона", носил полное название "Орден побежденного дракона святого Георгия Победоносца". Сербы приписывают его основание полулегендарному герою, ставшему впоследствии святым - Милошу Обиличу.

Основная канва истории ордена примерно такова. Сербия, страдающая под натиском турок в конце XIII - начале XIV вв., решилась на генеральное сражение, объединив силы своих войск с боснийскими феодалами. Сражение это, чрезвычайно знаменитое в югославской среде (примерно как Куликовская битва у нас), произошло на священном для любого серба Косовском поле в 1389 г. Турки, ведомые султаном Муратом (Мурадом), хотели уничтожить всех неверных и взять земли огнем и мечом, тогда как для потерпевших ряд локальных поражений сербов и боснийцев позади, как говорится, была Москва, и отступать было некуда.

Милош Обилич, один из князей-феодалов, незадолго до этого времени основывает орден побежденного дракона, под которым он, как нетрудно догадаться, имел в виду турецкого предводителя. "Как пал змий, пораженный копьем святого Георгия, так и султан падет под нашими ударами" - вот скрытый смысл названия и, одновременно, девиз. В орден Милош взял лишь 12 родовитых княжичей, искусных в воинском ремесле. Однако злые языки стали нашептывать предводителю всех союзных войск, сербскому царю Лазарю Хребеляновичу, что Обилич замышляет переворот и орден-де он готовит для пленения либо убийства самого Лазаря. Несмотря на то, что Обилич, как гласит легенда, был родственником царя (иногда даже он именуется "зятем"), тот поверил клеветникам и удали Милоша от командования и битвы.


Перед битвой, как гласит житие Лазаря (он тоже был канонизирован сербской православной церковью), царю явился архангел Михаил и спросил, чего он желает для себя и своих воинов. На одной ладони архангел держал свиток со словами "царствие земное", на другой - "царствие небесное". Выбрал бы царь царство земное, победили бы сербы в косовской битве, но лишились бы венцов вечной жизни, и Лазарь выбрал царство небесное. Сербы проиграли сражение, сам царь был убит в бою, как и множество воинов, а все пленные после пыток были преданы мечу. И хоть развить успех туркам не удалось, и от огромных потерь они, деморализованные, отступили обратно, на долгие годы и века Балканы забыли о покое и мире, иноверцы приходили снова и снова, убивая, грабя и насаждая свою религию.

А что же Обилич, спросите вы? А он, прикинувшись дезертиром (да и слава изгнанника летела впереди него), проник в турецкие ряды, оказался рядом с шатром султана Мурада, заскочил туда и зарубил ненавистного владыку, хоть и был после этого схвачен и казнен с особой жестокостью. Из 12 рыцарей выжил лишь один - молодой царевич Стефан, сын Лазаря.


Как бы ни была драматична и красивая эта история, это, увы, не более чем легенда. Сама фигура Обилича более чем спорна и мифологична, а потребовалась такая пышная история венгерскому королю Сигизмунду I Люксембургу, решившему на деле основать орден Дракона. Монарх он был весьма гибкий и "продвинутый", претендовал на самые разные короны и владения, завоевал в 1408 г. Боснию, и, как полагается уважающему себя сюзерену, для придания легитимности своим действиям "воссоздал" сербский рыцарский орден. Ордену были придуманы циничные девизы O quam misericors est Deus (лат. "О, как милосерден Господь") и Justus et paciens (лат. "Оправданно и мирно"), что очень точно характеризует Сигизмунда как правителя.

Устав Ордена разработал канцлер Эберхард, епископ Оради. Текст устава сохранился в копии 1707 г.и был опубликован в издании Codex Diplomaticus Hungariae ecclesiasticus ac civilis в 1841 г. Папа Григорий XII одобрил учреждение ордена, а по инициативе Сигизмунда был разработан пышный ритуал приема в рыцари и заседаний. Отличительным знаком для рыцарей явились медальоны и подвески с изображениями золотого дракона, свернувшегося в кольцо и обремененного червленым крестом. В родовых гербах дворян, бывших рыцарями ордена, изображение дракона обрамляло щит. Понятно, что орден был сугубо католический, занимался он борьбой с гуситами и таборитами, и после смерти Сигизмунда в 1437 г. быстро пришел в упадок и потерял значение.

// Любопытно, но факт: в числе одного из двадцати четырех членов возрожденого ордена Дракона был и отец господаря Влада Цепеша, Влад Старший.





Но это дела давно минувших дней, а в наше время, в веке XXI, попытки все-таки основать православный рыцарский орден совершаются довольно часто. Если отбросить самые экстравагантные общества, то самой крупной и влиятельной организацией должна быть названа следующая: «Защитники православных христиан имени святого князя Димитрия Донского». Возглавляет эту контору небезызвестный адвокат и общественный деятель И. Трунов, о котором, если интересно, можно многое узнать из статьи на лурке. Будучи приором Всемироного ордена Тамплиеров (sic!), он заодно решил "вспахать" поле защиты православных, особенно возмутившись кошмарной акцией Pussy Riot:
— Считаем, что наказание данного противоправного деяния, определенное судом, излишне мягко и не в полной мере соответствует тяжести преступления.
 — Обращаемся в Государственную думу России с предложением о внесении поправок в действующий Уголовный кодекс, ужесточающих ответственность за хулиганское оскорбление религиозных чувств граждан, в том числе за осквернение почитаемых верующими святынь.
— Учитывая важность принципа неотвратимости наказания, настаиваем на привлечении к уголовной ответственности организаторов и пособников преступной антихристианской акции панк-группы Pussy Riot, которые должны понести суровое наказание.
— Как рыцари Ордена тамплиеров — защитники христианства в случае преступной бездеятельности со стороны следственных органов оставляем за собой право и священную обязанность найти заказчиков и организаторов надругательства над христианскими святынями и покарать.
Рвение, правда, не оценили, и сотрудники московского патриархата заявили, что не сотрудничают с организацией «Защитники православных христиан имени святого князя Димитрия Донского»:
Такая организация с Русской православной церковью не сотрудничает, одобрения со стороны церковного священноначалия эта организация не получала.
По итогам рассмотрения упомянутого инцидента "Святейший патриарх Кирилл счел сотрудничество с этой организацией нецелесообразным", а священноначалие Русской православной церкви не благословляло создания "православных рыцарских орденов или иных структур такого рода".


В качестве шутки также стоит отметить, что патриарх Иерусалимский Теофил III посвятил премьер-министра Украины Николая Азарова в рыцари православных крестоносцев святого храма гроба Господня.

По сообщениям прессы, церемония посвящения произошла в резиденции Теофила III в Иерусалиме, где политик был провозглашен великим командором ордена православных крестоносцев святого храма гроба Господня, награжден золотым крестом, короной, венком и звездой. В свою очередь Азаров поблагодарил патриарха и отметил, что для него это большая честь и что мир переживает непростые времена, и как никогда необходимо молиться за то, чтобы распространять христианские ценности света, тепла и добра.

Тонко ли потроллил патриарх, или ему припекло на жарком палестинском солнышке - сказать трудно...

P.S. Если же вам и этого мало, то здесь вы можете во всех подробностях узнать, каким образом запорожское казачество следует рассматривать как православный духовно-рыцарский орден.

1 комментарий:

  1. Тернист наш путь обратный...
    http://www.proza.ru/2013/01/25/1902

    У Бога орденов нет.

    ОтветитьУдалить