четверг, 27 июня 2013 г.

"Перебирая четки, я молилась богу кротко"

Продолжая начатый разговор о четках в разных религиях и традициях, сегодня я расскажу о восточных образцах, отличающихся, как водится, изысканностью и оригинальностью.


Субха (а также мисбаха и тасбих‎) — четки, применяемые в исламе. Используются повсеместно и суннитами, и шиитами, и суфиями, кроме ваххабитов. Основная цель - облегчение счета при совершении зикра и восхвалении Аллаха, а также дополнительных молитв к намазу.  В обиходе субху часто называют «плетью для шайтана».

Наиболее часто встречаются четки из 11, 33 или 99 (по числу имен Аллаха) бусин. Интересно, что традиционно субха состоит из серий в одиннадцать шариков, после чего следует перемычка (овальное зерно, плоский кружок и т. п.), а далее опять та же последовательность до установленного количества шариков. Это исходит из того, что мусульманская молитва состоит из одиннадцати частей:
  1. Намерение молитвы.
  2. Стояние на ногах.
  3. Произнесение слов «Аллах велик» (Алла ху акбар).
  4. Коленопреклонение.
  5. Падение ниц.
  6. Произнесение молитвы.
  7. Повторение имени Бога.
  8. Произнесение формулы «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его».
  9. Приветствие.
  10. Произнесение разных имен Аллаха (до 99 имен).
  11. Непрерывное хоровое повторение общепроизносимых частей молитвы вслед за имамом.
По свидетельству Абдуллы ибн Гамра, пророк Мухаммед совершал счет тасбиха на пальцах, т.е. при помощи четок.

Согласно одному из хадисов, пророк, увидев, как некая женщина пользуется счетными камнями или финиковыми косточками, учил её говорить «Свят Аллах столько раз, сколько созданий в небесах, свят Аллах, столько раз, сколько созданий на земле, свят Аллах столько раз, сколько созданий между ними».

То, что Мухаммед не запретил пользоваться счетным приспособлением, комментаторы считают аргументом в пользу возможности пользоваться четками. У Абу ад-Дарды был мешочек со счетными косточками для совершения тасбиха. По другому преданию, Абд ар-Рахман ибн Сахр (Абу Хурейра) использовал в качестве четок веревку с тысячами узлов. Хасан аль-Басри использовал субху:
…Я пользовался ими в начале своего пути и не хочу оставлять их в конце, мне нравится упоминать Аллаха сердцем, языком и руками…
Множество иных авторитетных исламских мнений относительно четок и их использования можно почерпнуть по этой ссылке, а основным аргументом против использования четок считают их явное заимствование из других религий и неиспользование их Мухаммедом.

Аналогичные четки в 99 зерен используют в своей практике и сихки.

Джапа-мала (санскр. гирлянда джапы) - общее название индуистских четок-ожерелий. Нередко к слову "мала" добавляются различные приставки, обозначающие материал изготовления. Обычно состоят из 50 (по числу букв индийского алфавита), 54 или 108 бусин. Четки являются непременным атрибутом Сарасвати, Брахмы, Шивы, Ганеши и множества иных божеств.

Четки должны содержаться в чистоте. Существует целый свод правил, что можно, а что нельзя делать с малой. Например, с четками нельзя ходить в туалет или в ванную, нельзя ее трогать грязными руками, нельзя, чтобы она касалась пола, нельзя ее касаться указательным пальцем, с ней надо обращаться, как с божеством (нельзя ругать малу, небрежно бросать ее и т.д.).

В вайшнавизме используются малы из дерева туласи, в шиваизме — из семян рудракши.

Туласи-мала традиционно имеют не гладкую, а грубо вырезанную поверхность. Бусины разные по диаметру и размещены на нити по убыванию величины. Каждая бусина перевязывается узлами, так что даже при разрыве бусины не потеряются.

Отсчет начинается от большой бусины и заканчивается на самой маленькой, после чего мала разворачивается по часовой стрелке и следующий круг идёт в сторону увеличения бусин. В бенгальском вайшнавизме и некоторых других традициях кришнаизма, 108 бусин символизируют 108 гопи, большая бусина с хвостиком символизирует Радху-Кришну. «Перепрыгивать» через эту бусину считается непочтительным.

Также разворот символизирует разрыв колеса сансары, в то время как «переход» через бусину Радхи-Кришны и дальнейшее чтение по кругу без разворота означает продолжение движения по накатанной: рождение, взросление, болезни, смерть и т. д. Восемь первых бусин отделяются от девятой меткой, как правило, это короткая нить, веревочка или ленточка с концами 1-3 сантиметра, символизирующая 8 главных гопи (ашта-сакхи). Четки носят в мешочке с отверстием для указательного пальца. Повторяют мантру (имена Кришны) на четках только правой рукой.

Рудракша-мала различается по количеству «ликов» рудракши. Также имеет значение, какой вид рудракш был использован. Существует особый вид четок, который называется махамала, в этих четках 14 бусин различных рудракш (начиная от одноликой рудракши и заканчивая четырнадцатиликой. Такие четки считаются очень редкими и ценными. Согласно шиваистским канонам, рудракша приносит большие блага, тем более четки из нее. В «Шива-пуране» сказано:
Человек, носящий рудракшу с любым количеством ликов становится равным мне (т.е. Шиве). 


Также мала (или, по-тибетски, пренба) - это и буддистские четки. Концы нитей соединяются и образуют кольцо, которое нередко увенчивается большой бусиной, привеской, "хвостом" из нитей и т.д.  Четки известны в буддизме с III в., а хрустальные четки — один из атрибутов Авалокитешвары.

Они могут насчитывать 18, 21, 27, 54 или 108 бусин или узелков. Четки со 108 зернами часто имеют разделители-привески после 36-й и 72-й бусин (либо отличающиеся от прочих 36 и 72 бусины). Четки с 18 зернами в честь 18 архатов - учеников Будды, 21 зерно - в честь 21 формы богини Тары, 32 зерна - для отсчета 32 достоинств или признаков Будды.

Пренба - инструмент для отсчета мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Кроме того, они играют роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.

Адепты тибетского буддизма считают, что четки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают четки из красного коралла и темно-синего лазурита. Четки из сандалового дерева, горного хрусталя и жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг.

Четки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным йидамам (аспектам просветления) и гуру-йоге. Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют четки из можжевельника, чёрного или красного дерева, кости, чёрного хрусталя, агата, чёрного коралла.

Монахи-воины могут носить железные четки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия!

Встречаются также более экзотические четки, выполненные, скажем, из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Особо ценятся последователями традиции ваджраяны («алмазной» или тайной колесницы) четки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких четок идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где плоть быстро расклевывается горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие четки — большая редкость, то чаще встречаются просто костяные четки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

Четки, используемые адептами ваджраяны, нередко гораздо сложнее как по своей символике, так и по процессу изготовления. Подобные малы играют еще и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики владельца.


Из цилиндрической бусины часто выходит "хвост" из нитей, цвет которых связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской школы.

Так, например, чёрный цвет может означать принятие мирских обетов, красный цвет — начальные монашеские обеты, стадию послушничества, жёлтый — полные обеты монашества. "Хвост" может быть двойной — в этом случае одна из его частей символизирует практику заслуг, а вторая — практику мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние ясности — шаматхи и прозрения — випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины — символизирует их единство-недвойственность.

В разных ветвях ваджраяны к "хвостам" могут привязывать разные атрибуты своего учения - так, практикующие дзогчен привешивают металлическое зеркальце, адепты ваджракилайи - кинжал-пурбу, а сторонник чод обычно носит миниатюрный серп-дигуг.


Даже в бахаизме используют четки с 95 бусинами для обязательного ежедневного 95-кратного повторения Великого Имени. Также встречаются четки с 19 зернами по кругу и 5 на свободном конце для счета 95 как пяти раз по девятнадцать.

Надеюсь, теперь непростой мир этих славных и красивых аксессуаров стал для вас чуть более понятным, уважаемые читатели!

2 комментария:

  1. Анонимный28 июня 2013 г., 13:34

    От недавнего времени с огромным интересом читаю Ваш блог :) Большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда пожалуйста! Впереди еще будет много всего интересного )))

      Удалить