среда, 6 марта 2013 г.

Здравствуй, оружие! part 1: копья богов

Начинаем цикл сообщений о божественном оружии, и сегодня речь пойдет о копьях самых разных божеств мировых религий.


Копье непорочной мысли - копье Афины. По-видимому, было сделано ей самостоятельно. Символизировало присущую ей мудрость, чистоту девственной мысли. Материалом для его древка служила древесина маслины. Копьё было легким и упругим, рассчитанным на женскую руку. Благодаря ему Афина была непобедима, в частых единоборствах с богами она не знала поражений.

 Это копье помогло Афине выиграть у Посейдона спор за Аттику – после того, как пришедший первым Посейдон ударил трезубцем и пустил источник воды, Афина воткнула копье в землю, а древко превратилось в дерево, дающие маслины. Дар Афины был признан лучшим, и именно под ее покровительство отошла вся область со столицей в Афинах. Овидий сложил об этом следующие строки:
Он ударяет скалу, и уж льется из каменной раны
Ток водяной: этим даром хотел он город присвоить.

Тут же являет себя со щитом и копьем заостренным;
Шлем покрывает главу; эгида ей грудь защищает...
Из почвы, копьем прободенной,
Был извлечен урожай плодоносной сребристой оливы.

Древнегреческие жрицы ежегодно соревновались за право обладать церемониальным копьем - победительница становилась главной судьей и хранительницей города. Священное оружие Афины давало им право решающего голоса. Жрица с копьём богини являла собой её мудрость и справедливость, несла снисхождение к осуждаемым.
Сходное оружие: копье финикийского бога бури Хадада. Пробуждая плодородие земли, порывистый Хадад вонзает в нее свое копье - молнию с зигзагообразным древком.

Амэ-но-нухоко  (яп. "небесное драгоценное копьё") - украшенная драгоценностями нагината (традиционное клинковое оружие, по виду сходно с копьем, но по сути является мечом с односторонней заточкой на длинной рукояти, сходно с глефой) богов-творцов японского пантеона Идзанаги и Идзанами. Образуя вселенную из первозданного океана, Идзанами с супругой встал на мосту между миром богов и людей и стал колыхать морские воды своим могучим оружием. Капли соленой воды, стекавшие с конца нагинаты, в полете затвердевали и превращались в земную твердь, из которой образовались первые острова. Боги спустились вниз и стали жить на этих островах, образовав там, как несложно догадаться, японскую державу.

Вел  - копье с алым наконечником, принадлежащее дравидскому богу Муругану (тамил. "юный, ароматный, красивый"). Дравиды - народность на юге Индии - имели свою, довольно своеобразную мифологию, постепенно слившуюся с общеиндийской. Муруган - верховный бог-защитник живых существ и  человека. Это бог сострадания и любви, но, в то же время, бог войны, охоты, победы.

Муруган верхом на павлине объехал весь мир, а в бой он едет на боевом слоне во главе рати божественных воинов. Своим копьем он сразил демонов Шурападма, Симхамукха и Тарака, которые символизируют эгоизм, гнев и предрассудки. Что особенно показательно, в битве против Шурападма он использовал копье, дабы расколоть на части манговое дерево, в которое превратился коварный демон, когда почуял свое неминуемое поражение. Из одной половинки дерева возник павлин (и Муруган сделал его своей ваханой - ездовым животным), а из другой - петух, которого он поместил на свое боевое знамя.

Сатгуру Шивайя так обясняет символизм копья Вел:
Его (копья) клинок широкий, длинный и острый, также как и наше знание должно быть широким, глубоким и всепроникающим. Сила шакти внутри копья - это добродетельная мощь, повергающая злодейство. Священный Вел не знает промаха и возвращается в руку бога, и когда мы склоняемся и просим благословения бога, он милостиво швыряет копье в астральном плане, пронзая грешные души, цвета и размеры, очищая разум от тьмы. Вел воплощает мощь правителя, мудрого средоточия правосудия. 
В итоге мать Муругана, богиня войны и смерти Коттравей вошла в индуизм как ипостась Дурги, а сам Муруган сливается со Скандой и становится сыном Шивы и Парвати. Согласно поздним версиям мифа, именно Парвати подарила Муругану копье, дабы он мог одолеть зло.

"Славный Вел!", "Победный Вел!", "Отважный Вел!" - популярные боевые кличи у индусов, а миниатюрные изображения уопья носятся на шее в качестве талисманов. Встречаются также имена типа Шактивел или Раджавел.

Маленькие ритуальные копья (не больше спицы), также именуемые "Вел", используются во время сингапурского праздника Тайпусам (посвященного как раз чудесному приобретению Муруганом своего копья) для прокалывания щек, губ, кожи и пр. "Вел кавади" - переносной алтарь высотой  ~2 м., обильно украшенный соответствующей атрибутикой) и закреплённый на теле при помощи 108 острых спиц, воткнутых паломнику в плечи, спину и грудь.

Видео из серии "Шокирующая Индия" :)

Шиукоатль (ацтекс. "огненный змей" или "бирюзовый змей") - атлатль (метательное приспособление) ацтекского бога Уицилопочтли, с помощью которого он метал копья или дротики. Мексиканский атлатль отличался тем, что имел упор и для среднего, и для указательного пальца. На картинке сверху в правой руке бога зажат именно Шиукоатль.

Изначально, под именем Шиукоатля в ацтекской мифологии существовал вполне самостоятельный персонаж, годовой змей. Его тело было сложносоставным, с залепленными разрезами (симоволика кровопролития и жервтоприношения).

В поздний период Шиукоатль становится оружием Уицилопочтли, с которым бог огня и солнца рождается на свет. Именно этим жутким, мечущим молнии оружием, Уицилопочтли победил свою сестру, богиню Луны Койольшауки, а также своих братьев Сенцонуицнауа ("четыреста южан"). Голову Койольшауки молодой бог зашвырнул на небо, чтобы мама не очень огорчалась и могла лицезреть дочурку каждую ночь. Именно копьем из Шиукоатля бог пробил грудь своей сестры.

Нынешнему богу солнца и неба, Тонатиу, Шиукоатль также служит поводырем по небу и оружием против враждебных лунных и звездных богов. 

Шиукоатль изображался в виде палки со змеиной головой и хвостом, в пасть змеи часто были вставлены красные камни, которые символизировали вырывающийся огонь. Нередко церемониальные факелы также назывались шиукоатлями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий