среда, 6 февраля 2013 г.

"Настольное религиоведение" рекомендует: part II


Мы продолжаем серию публикаций, в которых по мере своих слабых сил пытаемся популяризовать разумное, доброе, вечное, религиоведческое :) сегодняшний пост в какой-то степени является данью уважения и восхищения, к коему всем предлагается присоединиться.

На повестке дня у нас музыкальный раздел, и в нем сегодня весь вечер на арене безраздельно солирует и блистает несравненная, великолепная Майя Котовская, более известная как Канцлер Ги (а также ансамбль Bregan D'Ert, куда же без них :)).


Что это такое? Ей-богу, сложно описать в двух словах. Очень общим термином "фолк-рок", наверное, можно попытаться охватить все творчество Майи Вячеславовны, но и то не факт, что получится. Идеальным, пожалуй, будет бюрократическое "авторское исполнение разных песен под аккомпанемент гитары, а также иных музыкальных инструментов" :) естественно, это ни о чем не скажет, но, поверьте, Канцлер - он такой один.

// Если вдаваться в занимательную этимологию по примеру этого поста, то даже само имя-отчество можно тратовать весьма показательно - "более славная, чем богиня Майя, повелительница плодородия", или даже "более славная, чем цивилизация майя"! Это ли не показатель xD

Как это часто бывает, с творчеством Канцлера я познакомился совершенно случайно, слушая песни знакомых знакомых по стодвадцатьпятой ссылке :)) после первой же инъекции (это была, как сейчас помню, песня Чезаре Борджиа) треклист был намертво оккупирован на ближайшие недели, а по мере изучения диапазона тем глаза округлялись все больше и больше.

Наверное, нельзя сказать, о чем НЕТ песни у Майи Вячеславовны. Поет она практически обо всем, что может заинтересовать сведущего в истории, мифологии и культурологии человека - от тех же треклятых тамплиеров (вот уж притча во языцех нашей фолк-сцены!) до американских ковбоев, от катаров/альбигойцев до вудуистов, от "Сказания о черной мельнице" О. Пройслера и "Темного эльфа" Р. Сальваторе до "Отблесков Этерны" В. Камши.

Отдельно меня как религиоведа восхищают религиозно-философско-мифологические темы, поднимаемые в разных композициях. Приведу несколько примеров - вот разухабистая "Стебная шумерская":

Непорядок творится в славном Шумере –
Завелось в кедровнике чудо-юдо,
Нечто среднее между человеком и зверем,
Впрочем, я не видел и врать не буду.

Говорят, что оно ужасно ликом
(Говоря популярно – с престрашной рожей),
И оно своим поведеньем диким
Распугало всех купцов и прохожих.

Соберёмся мы в дорогу спешно
И покинем город порой ночною.
Мы пойдём и убьём его, конечно,
Как положено честным героям!

А боги населяют мир всякой дрянью,
Чтоб нам с тобою было не скучно.
Пара чудовищ, немного вниманья –
Всё что герою для счастья нужно.

Но сравните изменившийся тон "Плача Гильгамеша об Энкиду":

На краю Земли по тропинке ночи
Ты уходишь прочь, я бегу по следу.
Страж ворот земных отвечать не хочет.
Нечем мне помочь – мне твой путь неведом.

Я спрошу ветра Севера и Юга,
Как разрушить скорбь - я не знаю правил.
Не бывало в мире вернее друга,
Так зачем теперь ты меня оставил?

Я искал ворота в Иное Царство,
Я швырял проклятья в глухое небо.
И какой же бог нам судил расстаться?
Я не знаю, был ты, иль может не был.


А насколько проникнут предсмертным трагизмом и отчаянием "Монсегюрский романс"! Перед глазами невольно встают образы сражающихся до конца катаров:

Нас Дьявол покинет
И Бог отвернется,
Сломается хрупко бессильная сталь,
И Время застынет,
И кто-то вернется,
Затем, чтоб найти на пороге Грааль.
В молчании дней
Сонной жизни кумиры
Уходят стремительной
Горной рекой;
Мы будем сильней
За границами мира -
Мы пленом земным
Заслужили покой.

Протянуты в Вечность
Вечерние тени,
Дневная обида предсмертно-нежна;
Фальшивая ценность
Пустых откровений
Для всех очевидна и этим смешна.

Есть и посвященная последнему Великому Магистру тамплиеров Жаку де Моле песня:

Может, я бы остался жить –
Все же дело решилось так…
В подземелье тихонько гнить и уйти
В замогильный мрак.
Покаянья повесть –
Ты спасла б меня!
Только собственная совесть
Жжет страшней огня.

Так помолитесь за душу мою –
Я мертв семьсот с половиной лет!
Я прошу, хоть в Аду, хоть в Раю
Не ищите тайны, которой нет!
Все, что испытал я –
Это только боль!
Мне не нужно адвокатов –
Нужен лишь покой…

Можно еще долго цитировать блестящие стихи Канцлера, но, я думаю, и так все понятно :) Кроме безусловного литературного таланта и изумительного авторского стиля, Майе Вячеславовне нельзя отказать в проницательности - в исторических событиях ею вычленяются важные и значимые аспекты под довольно неожиданной точкой зрения, что заставляет задуматься даже над, казалось бы, жеванной-пережеванной темой.


Почему это хорошо? Я бы выделил три основные причины (кроме вышеуказанных, естественно).

Во-первых, это одаренность исполнителя. Канцлер обладает потрясающим, неповторимым голосом, затыкающим за пояс, на мой скромный взгляд, прочих "фолк-исполнителей" (покамест хочется избежать персональных сравнений, поэтому просто подчеркну - всех). Музыка сопровождает исполнение там и так, где это нужно, а новое творчество с целой группой перенесло песни Канцлера на качественно иной уровень, не уступающий хитам радиоэфира.

Во-вторых, это качество и техника записи песен. Ахиллесовой пятой всей "русскороковой" публики от начала веков является именно звукозапись. Очевидно, что самая чудесная мелодия и стихи, записанные в тесном сортире на кассетный магнитофон, вряд ли взорвут чарты :) Не раз я ломал голову над невнятно прожеванным текстом, или мучительно дергал ползунок громкости то вверх, то вниз после каждой новой песни - громкость разительно отличалась. Так вот, никаких таких проблем композиции Канцлера Ги не имеют. Слушать с огромным удовольствием можно все, от студийных аранжировок до записей квартирников и концертов. 

А, в-третьих, это наличие преизрядного чувства юмора и ехидства. Отечественная околоролевая сцена всегда имела большие трудности с шутками, в особенности над собой - с серьезным до тошноты лицом рекомендовалось петь стопиццотую песню про храмовников, но посмеяться - ни-ни! Так вот, Майя Вячеславовна любит подтрунивать, и делает это с изяществом и легкостью. И хоббиты, и инквизиторы, и даже Папа Римский становятся объектами веселых песенок, после чего происходит определенная десакрализация "священной коровы", что, безусловно, к лучшему. Многострадальный Жак де Моле в сердцах вопиет:

В герои вышел я, и стало ясно мне,
Что было легче в Палестине на войне.
Что после смерти мне не обрести покой:
Ролевики стремают душу ерундой.

Я сам не знал, что был таким хорошим
И, в общем, был изрядно огорошен
Тем, что на Ситэ уж впору приносить цветы:
Трудами вашими я стал почти святым!

И я уже привык к трагическим ролям:
Невинный мученик и жертва короля.
И я со страхом божьим жду прихода дня,
Когда решат канонизировать меня. 


Где искать подобное? Я бы сказал, что нигде. Остальные музыканты (тут уже не обойтись без персоналий), скажем, Лора Бочарова, Хельга Эн-Кенти, Тол Мириам, - это все замечательно, но Канцлер возвышается над ними, аки гордый орел над степной равниной.

Почему же известна та же "Мельница", спросите вы меня, а Канцлера и "Бреган" не крутят по радио? Вопросы маркетинга, увы, стоят в нашей современности больше, чем вопросы непредвзятого сравнения таланта и мастерства. Будь моя воля - я бы заполнил творчеством Канцлера все эфирное время какого-нибудь Этого вашего радио, но пока хотя бы напишу этот пост. Глядишь, о герое моего сегодняшнего повествования узнают и другие, а начинаем мы, как известно, с маленького шага, но он может привести к большому :)

P.S. Однажды я услышал на первый взгляд внезапное сравнение - "Котовская", сказали мне, "это Высоцкий сегодня". Со временем я понял, что говоривший не лукавил, - громадина таланта Канцлера Ги уже сейчас приобретает размах эпического характера - шутка ли, 15 альбомов! И это при том, что все, по сути, только начинается!

UPD. Поступило такое возражение - дескать, Высоцкий велик тем, что писал на остросоциальные темы, а, кроме того, затрагивал табуированные до поры аспекты (штрафников, зеков и т.п.). Отвечу, хотя и так все очевидно. Высоцкого не стоит воспринимать в некоем сферическом вакууме, кроме него в то же время жили и творили и Окуджава, и Юз Алешковский, и Галич, и много иных, менее известных исполнителей. И все тексты сплошь были разоблачительными, срывающими покровы. Общий градус остросоциальности достиг физического предела к концу перестройки, когда только ленивый не пел о злом КеГеБе и ужасной системе. В итоге после распада СССР наступила вполне очевидная реакция, и уставшие от безумной действительности молодые люди стали строить свой "альтернативный мир" с единорогами и эльфами, мир, где не было того трэша, что чуть позже воспоет "Бандитский Петербург" или "Бригада", но где была и есть верность, честь, отвага, доблесть. Где рыцарь на белом коне спасал свою принцессу, а не ехал к валютным проституткам. Где друзья сражались с тобой плечом к плечу до последнего. а не "заказывали" тебя наемному убийце. Или, может быть, вы можете свободно представить героя нашего времени, которому в уста можно вложить слова

Только собственная совесть
Жжет страшней огня?
А вместо сакраментального "Она утонула" про президента споют

Тело – бог с ним, душа кровоточит сильней!
Вы в бреду повторяли, - что вовсе не странно –
Имена кораблей и людей…

А разгадка проста – ваша совесть чиста,
Не запятнана грязью измен?

Эскапизм, вы скажете? Пусть так, но это высокогуманистический эскапизм, служащий идеалистическому началу, возвеличивающий и превозносящий человека. А там, глядишь, и сами реальные люди потянутся к идеалу, станут чуть добрее, чуть честнее...

А вот каверы на Высоцкого в исполнении Канцлера я себе представляю очень живо:

Где мои 17 лет? В ордене темпларов!
Где мои 17 бед?  В ордене темпларов!
А где мой идол-Бафомет?  В ордене темпларов!
А где меня сегодня нет?  В ордене темпларов!

Переименован он теперь,
Стало все по-новому, верь-не верь,
Но, все же, где б ты ни был, и где б ты не пройдешь, 
Себя среди храмовников найдешь, еще б ведь!

Или так:
Я — Петр, инквизитор,
 Костер мой звенит,
 Дыба — моя обитель,
 Но тот, который во мне сидит,
 Считает, что он — искуситель.

В прошлый шаббат мною ковен вскрыт, —
Я делал с ним, что хотел!
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.

Так или иначе, хочется пожелать Майе Вячеславовне исключительно вдохновения, творческих успехов, реализации всего задуманного и простого человеческого счастья :)

P.P.S. Найти записи Канцлера можно повсюду, начиная от того же Вконтактика (и в альбоме нашей группы тоже есть несколько, включая перечисленные в данном сообщении).

Но если вы хотите "проголосовать рублем", к чему я всецело призываю, то можно и нужно отправиться на большой концерт Канцлера Ги и Bregan D'Ert, который состоится 15 февраля в Москве:

До встречи на этом славном мероприятии. "Настольное религиоведение" рекомендует!!

2 комментария: