пятница, 25 января 2013 г.

Современные ритуалы инициации

Подводя некий итог беседам о современной мифологии, я бы хотел затронуть один нераскрытый пока аспект, а именно вопрос об инициации в жизни современного человека. Не все так просто с этим, и вот почему.


Сам термин "инициация", в общем, на слуху, но на всякий случай напомню, что под ним подразумевается некий обряд или ритуал, изменяющий статус человека, переводящий его в ту или иную категорию, демаркирующий его жизнь. Сопровождающие инициационный переход ритуалы могут быть как индивидуальными, так и коллективными, но самое важное - это четкое выделение "смены вех", понятное окружающим без лишних распросов.

Архаичный мир был буквально наполнен инициационными шагами, отмечавшими, обозначавшими и подчеркивавшими едва ли не каждый шаг человека. Рождение? Определенный ритуал, церемония, таинство. Посвящение богам, или крещение\иной религиозный обряд? Еще раз. Затем нахождение в "промежуточном" состоянии ребенка, нередко без имени, с одним прозвищем, да и без пола, по сути - просто "дитё!. Далее наступают подростковые инициации, уже связанные с определенными испытаниями, во время которых человек получал полноценное имя и "пол", а, через некоторое время - и род деятельности. Да и вся последующая жизнь постоянно требовала все новых и новых инициаций - свадебных, детородных, боевых, аграрных, похоронных, наконец.

По мере развития общества инициационные мистерии стали отходить на второй план, переквалифицировавшись из экзотерических, всеобщих, в эзотерические, тайные, мистические, претендующие на обращение с оккультными силами. Религиозные обряды и ритуалы можно отнести к промежуточной категории - с одной стороны, в таких обрядах (крещение, обрезание, миропомазание) принимают участие только верующие, принадлежащие к данной конфессии, но, с другой стороны, чаще всего нет никаких ограничений внутри самой общности верующих, и, скажем, крещение нередко проводится коллективно, без какой-то скрытности или тайны.

Прекрасным примером инициационных ритуалов могут служить масонские ложи, да и вообще всяческие тайные организации, где всегда есть иерархия, а переход из одной роли в другую обставляется с некоей условленной церемонией.

В Советском Союзе, как несложно догадаться, тоже были свои инициационные ритуалы. Рождение ребенка в некоторых республиках отмечалось памятным знаком, который выдавался родителям. Шаги самого маленького гражданина были довольно четко распланированы - от октябрятской звездочки как первой ступени через красный галстук пионера в стройные ряды комсомола, параллельно с школьными коридорами и партами ФЗУ\института.

Кроме того, сохраняли свою силу и традиции военной службы ("армия из тебя мужика сделает!"), и брачные церемонии. К инициационным обычаям можно также отнести приобретение тех или иных почетных званий, ученых степеней, государственных наград ("орденоносец", "полный кавалер ордена Славы" и т.п.).

Важно, что прохождение инициационных шагов требовало от человека соответствия тем или иным требованиям (физическим, моральным, культурным, профессиональным и т.д.). Новый статус не только давал права, но и налагал обязательства. Предполагалась и возможность изгнания из той или иной категории, поражение в правах и статусе.

Что же осталось к нашему времени? Рожки да ножки, в общем-то. По сути дела, первый инициационный шаг ребенок совершает в 14 лет (!) при получении паспорта. Этот паспорт ему особо не нужен, он не дает никаких прав до совершеннолетия, да и обязанностей (кроме бережного хранения) не появляется. Само совершеннолетие, обычно соседствующее с получением аттестата о среднем образовании, изменяет разве что правовой статус ребенка, нарекая его "взрослым" гражданином с возможностью голосовать, устраиваться на работу и покупать в магазинах алкоголь. Инициацию здесь усмотреть крайне тяжело, поскольку требуется только дожить до 18 лет, остальное происходит автоматически.

Так как армия обладает крайне низкой популярностю и привлекательностью в глазах большей части нашего общества, автоматически происходит "инициация студента" мужского пола, но заслуги самого подростка тут тоже невелики - нечасто выбор будущей професии и ВУЗа по-настоящему осмысленен. Вообще же "высшее образование" давно превратилось не в процесс приобретения знаний, а в процесс приобретения диплома в рассрочку. При известном количестве "Открытых академий заборостроительного менеджмента и права" только самые немотивированные люди не получают диплом. Печально считать инициацией то, что может быть куплено, но вдвойне печально осознавать, что разница между былым человеком с высшим образованием и нынешним "выпускником" сродни разнице между Землей и Луной.

К этой же категории можно отнести и приобретение автомобильных прав, и тут даже говорить особенно не хочется - о наличии каких-то обязанностей 90% "получивших" права не подозревают вовсе, расплачивась затем не только своими, но и чужими жизнями.

Религиозная инициация в нашем поликонфессииональном современном мире давно перестала иметь общественное значение. Это личное дело каждого, и хотя для той или иной религиозной группы статус может быть принципиальным, для всех остальных, в то же время, он не значит ровным счетом ничего. Более того, на конституционном уровне закреплена защита от дискриминации по наличию либо отсутствию какого-либо религиозного статуса.

В силу этого светские брачные церемонии тоже носят сумбурный характер, изменяя скорее образ жизни самого человека, нежели отношение к человеку и его роли. Часто даже невозможно определить статус человека без заглядывания в его документы (вне зависимости от пола). Институт гражданского брака и сожительства еще больше размыл казавшиеся незыблемыми семейно-родовые устои.

Даже такая маргинальная часть общества, как заключенные, практически нивелировали свои мощнейшие инициационные традиции. Основная масса з/к автоматически приравнивается к "мужикам", т.е. среднестатичстическим обитателям тюрьмы, и для потери статуса нужно совершить какой-то немыслимый проступок. "Выбиваться в верхи" тюремной иерархии также желают очень немногие, поэтому в ряде случаев описываются "назначенные" администрацией паханы, авторитеты и даже "воры в законе".

Весьма характерной особенностью современности я бы мог назвать полную свободу перемещения между тем или иным инициационным статусом. Сделать условную "карьеру" в иерархии футбольных фанатов, при этом в "обычной жизни" мирно обучаясь в институте? Запросто! Затем можно внезапно бросить все, заняться альпинизмом, получить звание кандидата в мастера спорта, при этом работая на мясомолочной фабрике? Как угодно! При этом не исключается и популярный на Западе и, в меньшей степени, у нас образ жизни "кидалта" - вечного подростка. Люди, не желающие вообще встраиваться в общественную иерархию, увлекающиеся "детскими" занятиями и играми, отрицающие сам прицип инициации для продвижения вперед, тоже имеют право на существование.

Я не стану делать каких-то прогнозов, но, как мне кажется, инициации скорее нужны, нежели нет. Может быть, не столь идеологически окрашенные, как при Советской власти, может быть, с возможностью "специализации" на той или иной области (скажем, спортивной, военно-патриотической, идеологической, волонтерской и т.д.), но со своими традициями, испытаниями (отличный пример - студенческие братства в США), соревнованиями и конкуренцией. Ведь неспроста стихийно возникают всевозможные субкультуры, сменяющие одна другую, а ведь это такая "маленькая инициация", приобретение статуса с возможностью разделения мира по принципу "свой-чужой", вхождение в "круг избранных" и т.д. Значит, внутренняя потребность человека никуда не делась!

6 комментариев:

  1. Хм.
    С одной стороны, инициации имеют достатчоно большую силу в плане помощи человеку для осознания новых прав и статуса - и вольного или невольного отречения от "постыдных", "Несоответствующих" поступков и поведения. Но ведь что удивительно! Последние лет 10, если я не ошибаюсь, перестали возникать эти самые субкультуры. У нас все кончилось на эмо, которые и субкультурой-то не были, по сути - иерархическая структура у них вообще отсутсвовала, это скорее было что-то типа видоворй принадлежности, если можно так выразиться - по внешнему виду исключительно, минуя идеологию и свод правил поведения. Эмо были в 2004-2005, и то - это до нас поздновато докатилось, а в забугорье ничего осмысленного не было с 90х.
    Сейчас я вижу, как распадаются замкнутые социумы, основанные на принципе общих интересов/увлечений: фанклубы разнообразных звезд, да и фандомы уже не те. Грубо говоря, они теряют ту составляющую, что и делала их маленьким социумом - иерархию, костяк постоянных участников, замкнутость(особенно - замкнутость!) и главное, что, видимо, было важным для поддерживания состояния "социума" - необходимости для неофита вообще участвовать в жизни комьюнити. Нуачо? Больше не надо передавать кассеты с переписанным "Евангелионом" по кругу, да и интервью с Джаредом Лето можно найти в гугле, а не брать вырезки у товарища по переписке. Инфопоток лишил всех дефицита информации и сделал сотрудничество ненужным, а с ним - и организацию фандома.
    Заметь, это ведь и в модной среде наблюдается! Нет больше директивы "все носят мохеровые шапки" - и все реально носят мохеровые шапки. На улицах я вижу полный спектр, от винтажа до сверхновых коллекций, от панка до эмо, а иногда еще и комбинации всего разом. То есть тут тоже распалась система - "либо ты в тренде, либо изгой".
    Это наблюдается и в обыденной жизни - инфопоток сделал нас в очень высокой степени автономными существами, просто на примере маленьких сообществ изменения всегда заметней.
    Прогнозы про возвращение или полное отмирание института инициаций и иерархической структуры делать пока бесполезно, но тенденция определенно имеет место быть. В этом даже есть плюсы - подобным обществом крайне, крайне трудно манипулировать - нет общих для всей кастовой группы мотивов, на которые можно давить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен с комментарием во всем кроме последнего абзаца. Атомизация не усложняет манипулирование, а упрощает его, т.к. у человека атомизированного утраичиваются всякие ориентиры и на его понятия "хорошо/плохо" крайне легко повлиять, т.к. у него нет своей группы, которая была бы якорем его мировосприятия.

      США первые поняли это и взяли курс на выращивание безграмотной атомизированной толпы эгоистов. Поначалу у них отлично получалось, однако при попытке атомизировать сообщества негров и латиноамериканцев система дала сбой, что привело к тому, к чему привело.
      Но это уже к религии не имеет отношения:)

      Удалить
    2. davvoll, простите, но "атомизация не усложняет манипулирование, а упрощает его" - это разговоры в пользу бедных. Другими словами, эта точка зрения подходит манипулятору, а не потенциальному манипулируемому.
      Согласитесь, что всякая идеология (конфессиональная или не конфессиональная) вам скажет: переходите на нашу сторону - у нас есть ценностные ориентиры, печеньки и вообще "мы сделаем вас счастливыми". Атомизированный индивид,действительно обладающий доступом к "инфопотоку", о чем говорила Sparrow-chan, и сам сможет разобраться, где "что такое хорошо, а что такое плохо". То есть не нужно сокрушаться, что сейчас мы лиминальные моменты не отмечаем так, как это делалось раньше. Нужно сокрушаться, что человек, в лиминальном состоянии находящийся, не имеет знаний о том, как с этим состоянием справиться.

      Удалить
    3. davvoll, а почему они должны утратиться? утратиться может некая экзосистема ценностей - в оторванности от того, что эту систему привнесло. А то, что наработано личностью самостоятельно, никак не утрачивается. Зрелая личность в идеале вообще слабо зависима от социумного влияния на собственные принципы, я подобных примеров видела достаточно. Другой вопрос, какими стали вдруг люди, оторванные от влияния извне и привычно-неспособные заменить его внутренней работой лобных долей. Однако ж это вопрос совсем не отсутсвия/наличия вовлеченности в социум, а уровня самосознания))

      Хотя мысль о том, что разобщенность и инфатильность, а также "плавающие" ценностные понятия и подверженность влиянию упрощает это самое манипулирование - вполне логичная, соглашусь) Просто я об идеальном, а Вы об реальном)

      Удалить
    4. 2 Shantarakshita
      В общем-то в последнем предложении последнего комментария Sparrow-chan'а и выявлена вся суть.

      Я пишу о реальной манипуляции сборищем инфантильных эгоистов воспитанных культом потребления пепси и эпплов.

      Хорошо бы конечно иметь сообщество развитых творческих личностей, независимых от моды и чужого влияния. А еще лучше иметь целый сплоченный коллектив таких личностей:)

      Однако "западная" система образования не предусматривает создание или воспитание такого типа людей. К счастью мы пока в более выгодном положении т.к. ступили на путь деградации лет на 20 позже "просвещенного" запада, да и капиталистический старик уже дряхлеет и сил давить на нас как в 90е у него уже нет.

      По этому я верю в лучшее:)

      Удалить
    5. > Я пишу о реальной манипуляции сборищем инфантильных эгоистов воспитанных культом потребления пепси и эпплов.

      А она на самом деле возможна? Насколько я понимаю, нет никакого тайного мирового правительства, регулирующего планами Даллеса проекты по деградированию молодежи отдельно взятой страны эпплами и пепсями. И те же ритуалы иницииации в последнем своем виде были скорее стихийными, нежели какими-то "выданными сверху", обрастая массой нерегламентированных подробностей.

      Отличный пример - студенческие американские братства. Вот уж где традиции инициаций остались в полной мере и по полной программе (кое-как к схожим явлениям можно отнести армейские неуставные отношения и трансформацию духа-черпака-слона-чурбака-деда).

      И тот факт, что такие ритуалы, равно как и субкультуры, практически выпали из современности, весьма показателен. Получается, что не так уж нужны эти "быстрые ярлыки" идентификации, позволяющие стать, скажем, эмо, и поляризировать мир по принципу "кто не с нами, тот против нас". Те же хикки и прочие интернет-обитатели полностью счастливы в своем эскапизме и социофобии, их не интересуют какие-то процессы социализации.

      Сама информационная среда позволила перейти к совершенно новому виду общения. Человеку необязательно ходить на работу, в магазины, в клубы и кафе для общения - он все может делать из дома, через сеть. А в Сети ты можешь назваться хоть Папой Римским, и никто не узнает тебя под маской Анонимуса (если твои прокси нормально настроены, конечно). XD

      Удалить