Сегодняшнее сообщение посвящено довольно запутанной схеме православного священства, в которой часто ошибаются не только журналисты, но и коллеги-религиоведы. Кроме того, в этом сообщении мы начнем тему, которая будет развита в следующем посте - об именах в жизни человека и связи имен с религией.
Православное духовенство (иначе клир) разделяется на две ветви - белое и черное. Белое духовенство, в отличие от черного, может жениться и иметь детей. Черное, монашествующее духовенство дает обет безбрачия.
Представители белого духовенства начинают с сана диакона (греч. служитель) (низшая, первая ступень; не могут совершать таинства и самостоятельно вести службу). Есть два почетных титула - протодиакон (греч. первый служитель) (главный диакон в епархии, часто жалуется в знак особых заслуг, либо после 20 лет беспорочной службы) и архидиакон (греч. главный служитель) (в среде белого священства это может быть только патриарший диакон). Существует и интересный прецедент - единственный раз в истории РПЦ архидиакону К.В. Розову в честь 25-летия диаконского служения и в ознаменование заслуг был дарован уникальный титул великого архидиакона (в 1921 г.). Иподиакон к священнослужителям не относится - это старший церковнослужитель, осуществляющий вспомогательные действия для священника высокого ранга; промежуточное звено между церковнослужителями (псаломщиками, звонарями, просфорниками и т.п.) и священнослужителями.
После рукоположения священник становится иереем (греч. жрец), или пресвитером (греч. старейшина) (также чаще всего под священником в собственном смысле слова подразумевают именно данную, вторую ступень священства). Он может совершать таинства (кроме рукоположения) и вести службу. Также существуют почетные титулы. Первый - протоиерей (греч. первый жрец) (обычно настоятель храма; в старой терминологии - протопоп). Такой титул обычно дается в награду не менее чем через 10 лет после рукоположения в священники, а, кроме того, возможно возведение протодиакона сразу в протоиереи, минуя иерейский сан. Второй титул - протопресвитер (греч. главный старейшина) - является высшим званием, доступным для белого духовенства, и в настоящее время присваивается «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха».
Черное духовенство - монахи - начинают первую ступень с сана иеродиакона (греч. священный служитель, т.е. монах в сане диакона). Старший монах может носить титул архидиакона в знак заслуг, часто это происходит в крупных монастырях.
Монах второй ступени, рукоположенный в священники, носит сан иеромонаха (греч. священный одиночник). Только из числа иеромонахов избирается игумен (греч. ведающий) - настоятель монастыря. Существует и свой почетный титул - архимандрит (греч. главный в монастыре)(приблизительно соответствует протопресвитеру, хотя и располагается в негласной иерархии несколько выше). Архимандритами чаще всего становятся настоятели крупнейших и важнейших монастырей, либо лица, занимающие крупные церковно-административные должности, связанные с монастырским функционированием.
Только монахам доступна третья, высшая ступень духовенства - архиерейство (греч. главный жрец). Именно архиереи могут совершать таинство рукоположения, и называть их "священниками" терминологически некорректно. Сам Иисус Христос назван апостолом Павлом "архиереем по чину Мелхиседекову во веки" (в Послании к евреям).
Первым саном архиерея является сан епископа (греч. блюститель). Епископ обычно "заведует" областью или епархией, хотя есть исключения. Опять-таки, существует почетный титул архиепископа (греч. главный блюститель), который чаще всего присваивается за заслуги, а в некоторых случаях - главе крупной епархии, хотя в различные исторические периоды архиепископы могли возглавлять целые церкви. Так, епархии, имеющие в своем составе викариаты, почти всегда возглавляются архиепископами. Другой почетный титул - митрополит (греч. находящийся в главном городе) - присваивается главе митрополии - большой области (округа), объединяющей несколько епархий.
Высшим архиерейским саном является сан патриарха (греч. главный отец). Исторически присваивался самым важным епископам; затем в основном означает предстоятеля, возглавляющего автокефальную (независимую) церковь. Патриарх Московский и всея Руси в настоящее время возглавляет РПЦ, "имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам". Кроме того, патриархами являются предстоятели Болгарской, Грузинской, Сербской, Румынской и некоторых других церквей (в частности, католических митрополий Венеции и Лиссабона!).
Кроме того, внутри самого монашества существуют степени посвящения, которые определяют этап и глубину погружения в монашеский образ жизни.
Перед пострижением в монахи человек должен пройти этап послушничества. Никаких обетов еще не дается, необходимо подготовить себя к пострижению и привыкнуть к монашеской деятельности. Из одежды разрешается носить подрясник.
Следующим этапом является постриг, после которого человек меняет имя и становится рясофором (носящим рясу), иноком или чернецом. Единственный обет, который он приносит - обет послушания, разрешается носить рясу и клобук с чётками.
Так как в епископы принято рукополагать только монахов, рясофор уже является достаточной степенью для архиерейского рукоположения (при условии принятия целибата) - в отличие от греческой традиции, где рясофор сохраняет мирское имя и волен вернуться к обычной жизни.
После этого инок может принять малую, или мантийную схиму. Он снова меняет имя, становится монахом в полном смысле этого слова, и принимает следующие обеты - послушания, безбрачия, нестяжательства и непрестанной молитвы. Необходимо выбрать себе старца - духовного наставника, которого следует слушаться. Вдобавок к этому, на монаха возлагаются определенные молитвенные правила, и он обязан нести монастырское служение. Монах, кроме прежнего одеяния, может носит хитон, параман (квадрат с письменами и крестом) и мантию-паллий.
Наконец, монах может принять великую схиму и стать схимонахом, схимником или монахом великой схимы. Ему вновь меняют имя, он берет особые обеты и обычно живет отдельно от братии. Именно схимонахи обычно совершают высшие монашеские подвиги, и таковые именуются соответственно: отшельниками, пустынниками, затворниками, столпниками. Схимонахи в добавление к предыдущей одежде носят особые параманы и капюшон-куколь.
По сути, с каждой новой сменой имени монах как бы умирает для прежнего мира и рождается заново, а, вместе с тем, у него появляются все новые и новые заступники. Такая традиция характерна не только для монашества, и об именах, имянаречении и выборе псевдонимов мы поговорим в следующем посте.
Схимонах, имеющий сан священника, именуется иеросхимонахом. Архимандрит, принявший схиму, называется схиархимандритом.
Кроме того, интересно «включение» РПЦ под
руководством Синода в государственную систему Российской Империи. Духовенство составляло отдельный, особый социальный слой.
Его представители не могли формально являться дворянами, но на самом деле
занимали весьма значительное положение с точки зрения тогдашней социальной
иерархии.
Класс Сан Обращение
I Митрополит Ваше высокопреосвященство, владыко
II Архиепископ Ваше высокопреосвященство, владыко
III Епископ Ваше
преосвященство, владыко
IV Архимандрит Ваше высокопреподобие
V Игумен Ваше
высокопреподобие
Протопресвитер Ваше высокопреподобие \ высокоблагословение
VI Протоиерей Ваше высокопреподобие \ высокоблагословение
VII Иерей (священник) Ваше преподобие \ благословение \ священство
VIII Протодиакон Ваше
преподобие \ благословение \ священство
IX Диакон Ваше
преподобие
О, спасибо, сам все время путаюсь!
ОтветитьУдалитьСхема не помешала бы! Чтобы как в Dark Heresу, со стрелочками, куда и из какого ранка можно развиться:)
Сделаем, обязательно сделаем )) еще и количество опыта, необходимого для левел-апа, пропишу ))))
Удалить