Естественное возникновение имен на Руси тесно связано с бытом и обычаями древних славян. Особой разницы между именем и прозвищем не было - и то, и другое получали, а потому какой-нибудь Бересень, за нрав и характер именуемый Молчаном, не очень-то различал "имя" и "прозвание". Сами слова, обозначающие имя, весьма характерны: рекло, назвище, название, прозвание. Изо всего богатства древних имен можно выделить такие группы:
- Имена с числовой основой: Перва (Первак, Первой), Вторак, Третьяк, Четвертак, Пятой (Пятак, Пятка), Шестак, Семой (Семак), Осьмой (Осьмак, Осьмуха), Девятко, Десятой. Кроме порядкового "номера" рождения детей у матери, такие имена могли быть общими для детей сестер или родственников, и тогда первенец младшей сестры мог, к примеру, получить имя Осьмой.
- Имена, связанные с физическими особенностями: Черняк (Черныш, Черняй, Чернява), Бел (Беляй, Беляк, Белуха), Мал (Малюта, Малой, Малец), Большой (Большак, Большуха), Долгой, Сухой (Сухопар), Толстой, Голова (Головач), Костяк (Костец), Лобан, Нос, Беспалой, Безух, Усыня, Чуб.
- Имена, имеющие связь с характером или первыми поступками: Добрыня (Добрень), Забава, Ласка, Истома, Крик, Скряба (Шкряб), Молчан, Неулыба, Булгак (беспокойный), Смеяна/Несмеяна.
- Нередко имена показывали отношение к рождению ребенка: Богдан (Богдана), Бажен (желанный), Голуба, Любава, Потеха, Услада, Ждан/Неждан, Хотен, Чаян/Нечай.
- Обратно от предыдущего пункта, некоторых детей в качестве оберега называли "плохим" именем в надежде, что неприятности минуют его: Горыня (Горяин), Плох, Немил, Некрас, Нелюба, Неустрой, Злобыня (Злоба), Тугарин (от "туга" - печаль).
- Связанные с природными явлениями имена: Весна (Вешняк), Зима, Мороз, Светень.
- Имена, связанные с животными и растениями: Зверь, Бык, Бугай, Волк, Щука, Кот (Кошак), Жеря (от "жеребец"), Корова, Горох, Трава, Порей (Пырей).
Обыденным делом было сокращение или употребление уменьшительно-ласкательных вариаций имен. Бык становился Бычко, Любава - Любой, из Кота получался Коток, а от Бела и Сема образовалось столько новых имен (Белава, Белой, Белоня, Беляй, Семейка, Семушка и т.д.), что одно перечсление займет целый абзац :)
Но вышеописанное относится к простым (по-старому "подлым") людям. Знать - в первую очередь, князья, - имели совершенно другие имена и другую традицию наречения. Имя наследника определяло его место в роду, налагало определенные "властные полномочия", на которые он мог впоследствии рассчитывать. Выбирая имена, князья обновляли историю своего рода, планировали будущие союзы, а нередко делали шаги и к войнам.
Важно то, что нарекали исключительно в честь умерших предков - у Рюриковичей существовал строгий запрет на повтор имени прямых предков, если те еще были живы к моменту появления княжича на свет. То есть Владимира Владимировича или Всеволода Всеволодовича получиться не могло, если он родился при жизни своего отца. Также не годилось и имя живого деда.
Всего таких имен не очень много, и разные ветви Рюриковичей имели свои "традиционные имена". Среди самых известных - Владимир (как правящий миром, так и владеющий мерой всего), Ярослав (обладающий яркой славой), Изяслав (взявший славу), Ярополк (сияющий в народе), Святослав (обладающий славой святой), Святополк (святой среди людей), Вячеслав (более славный), Всеволод (владеющий всем) и т.д.
Важно отметить, что отчества (традиция, известная среди русичей, как минимум, с IX в.) были исключительно княжеской привилегией. Хотя и сами княжья нередко получали всевозможные прозвища (включая довольно ироничные типа Красна Солнышка или Большого Гнезда). Первые заимствованные имена (Игорь, Олег, Глеб) также сначала распространялись только в среде знати.
После Крещения Руси традиционные имена причудливо сочетались с именами христианских святых, нарекаемыми при крещении. Месяцесловы позволяли "охватить" именами святых и подвижников целый год, и сумбур в именах существовал по меньшей мере до XVII в., особенно в народной среде. Разумеется, крещеные имели христианское имя, но нередко оно выворачивалось до трудноузнавания. Ванюша от Иоанна - еще далеко не самый странный вариант, сравните с трансформациями Агафон - Гапон; Иулиания - Ульяна; Иеремия - Еремей и пр.
Кроме того, в особо многодетных семьях часто могли жить братья или сестры с одинаковыми крестильными именами (полные тезки, говоря нынешним языком), и их, разумеется, называли по-своему для отличия. Никуда не делись и прозвища. Так, предок Романовых, боярин Андрей Кобыла представлял собой именно то забавное сочетание христианского имени и народного прозвища (связанного с его родом деятельности - торговлей лошадьми). Прозвища врастали в "плоть и кровь" - князь Юрий Долгорукий известен в истории именно так, хотя правильно именовать его Георгием Владимировичем ;)
Вместе с прославлением ряда князей в лике святых произошло и внедрение древнерусских имен в сами святцы - Владимир, Борислав (Борис) и Глеб ( в крещении, кстати говоря, Роман и Давид).
Состав самих христианских имен известен хорошо, и лишний раз останавливаться на нем не имеет особого смысла, можно лишь разделить их на три большие группы:
- личные византийские имена - Алексей (защитник), Александр (защитник людей), Герасим (уважаемый, чтимый), Анастасия (возвращенная к жизни), Варвара (чужачка) и т.д.
- личные римские имена, имевшие хождение в Византии - Валерий (из рода Валериев; со значением "сильный, здоровый"), Валентина (аналогично Валерию), Роман (римский), Лаврентий (из города Лаврента) и т.д.
- библейские иудейские, греческие и римские имена - Иоанн, Елисей, Иона; Андрей, Петр, Лука; Павел, Марк и т.д.
Причем старое табу на своеобразно влияло на умы правителей - если, допустим, отец был наречен Василием в честь св. Василия Кесарийского, то сына Василия называли уже в честь св. Василия Парийского. Хорошо иллюстрирует это тотальное отсутствие Дмитриев Дмитриевичей среди княжеских линий, а все потому, что подходящий святой был лишь один - св. Дмитрий Солунский.
Также показательно, что многие князья имели важные для династии имена (Василий, Иоанн, Дмитрий), хотя формально рождались на 3-4 дня раньше или позже святочного числа. В таком случае они имели как бы два имени - одно официальное, династическое, публичное, а другое - личное, несколько интимное. Среди самых ярких примеров - Иван III (Фома), его сын Василий III (Гавриил), внук Иван IV (Тит) и правнук царевич Дмитрий (Уар).
По летописям распространялись и особые пророчества юродивых и старцев о пришествии царей: "предсказан был Тимофей, коего нарекут Иоанном" (о Иване III), "придет Тит, великий ум" (о Иване IV) и т.д. Это служило подтверждением прозорливости пророчествующего - ведь ему доступен точный день рождения будущего героя!
Завтра мы продолжим разговор о традициях русских имен, а также побеседуем о нынешнем положении дел.
Владимир, Ярослав, Изяслав, Ярополк, Святослав, Святополк и Вячеслав - могли выеживаться сколько угодно, но Всеволод не парился и просто владел всем.
ОтветитьУдалить:))) А еще в книге об истории Древней Руси я нашел замечательное боярское имя Жирослав ))) Жирна твоя слава, боярень, посолонь тебе!
Удалить