понедельник, 21 января 2013 г.

Современная российская мифология: vol. I

"Настольное религиоведение" приступает к серии абсолютно дискуссионных постов о современном состоянии российской мифологии. Так как анализировать и конструировать приходится буквально на каждом шагу, я заранее предупреждаю, что предлагаю лишь варианты, подходы, и не претендую на вселенскую истину. Кроме того, я надеюсь на вашу поддержку и содержательные комментарии, которые всенепременно будут вноситься в тело основного сообщения.

Для начала очертим в общем ключе то состояние, в котором находится современная отечественная мифология и мифотворчество. Наверное, сначала стоит отметить, что, на мой взгляд, мифотворческая жила - еще более коварная и капризная штука, нежели малахитовая жила из сказок Бажова (прекрасный пример раннеиндустриальной народной мифологии, кстати говоря). Насильно заставить ее производить действенные и качественные мифы просто невозможно, а сама она творит лишь в весьма специфических условиях.

Допустим, не вызывают никакого сомнения образы мифологизированных советских героев, будь то "Красные дьяволята" (они же Неуловимые мстители), Тимур и его команда, пионеры-герои времен Великой Отечественной, "Молодая гвардия" Краснодона и т.д. Заметьте, практически все эти персонажи - литературные образы, но они обладали невероятной силой и убедительностью, так как пришлись вовремя, были живыми, и при этом вполне соответствовали реальности - никто не сомневался, что такой Тимур может жить в соседнем дворе, а "если над миром грянет гром, небо вспыхнет огнем - вы нам только шепните, мы на помощь придем". И даже пропагандой этих персонажей назвать нельзя - пропаганда практически всегда искусственна, она может оболванивать, и часто делает это весьма хорошо (как реклама), но активной народной поддержки и обратного взаимодействия она вызвать не в силах. Потому, когда источник пропаганды исчезает, очень быстро наступает реакция и отторжение, вплоть до полного перечеркивания всего пропагандистского материала.


Именно это, кстати сказать, в итоге произошло с советской мифологией. Причем тут нет никакого противоречия - герои Гражданской и Великой Отечественной были символами, кумирами и иконами для советской молодежи 30-50-х, героями вполне осознанными, понятными и близкими. Но идеологические отделы посчитали, что можно славно и мирно паразитировать на накопленном наследии (к которому робко приплюсовали космос), причем паразитировать тупо и алчно: копипаст, без малейших попыток актуализировать и корректировать в связи с реальностью. А то, что было хорошо в 45-ом, уже с большим трудом воспринималось в 85-м. Более того, механическая копипаста (как и в случае с Владимиром Ильичом) стала в итоге вызывать обоснованное раздражение и отторжение - новых мифов никто не предлагал, а старые в лучшем случае воспринимались как данность. В итоге именно дети застоя при равнодушном молчании остальных с криками и уханьем развалили Союз, растоптав все знамена, в верности которым когда-то клялись, вступая в пионеры\комсомольцы\партию.
Произошла вполне закономерная реакция - черное стало белым, а белое - черным, и вчерашние враги-белогвардейцы стали героями (сразу вспоминаются знаковые фигуры того времени вроде И. Талькова, Ж. Бичевской, а чуть позже - З. Ященко и группы "Белая гвардия"). Впрочем, как и следовало ожидать, с такой мифологией тоже особой каши не сварилось - для подрастающего поколения хрустящие французской булкой (тм) кадеты-юнкера оказались столь же параллельны, как Павка Корчагин или Клим Самгин.

// Дальнейшие попытки романтизировать те же образы в кинематографе ("Адмирал", "Господа офицеры" и пр.) закончились все тем же закономерным ничем.

При этом мифология религий, по очевидным причинам, была полностью исключена из советской действительности. Когда же стало "можно" и отовсюду рванулись самые неожиданные товарищи, спешащие донести лично вам свою истину в последней инстанции (от Сон Мён Муна, кришнаитов и мормонов до сайентологов и Марии Дэви Христос), дело окончательно пошло на лад: неподготовленные к подобному люди оказались подавлены под грудой религиозного и псевдорелигиозного шлака, отыскать в котором жемчужину было практически невозможно. Естественно, говорить об адекватном мифотворчестве в данный момент не приходится, хотя отдельные попытки все же происходили. Об этих попытках долго распространяться не стану, поскольку они все носили в основном эсхатологический характер (читай, были связаны с концом света), и затухали так же быстро, как появлялись.

Желающих познакомиться с народными представлениями об Апокалипсисе в середине-конце 90-х гг. XX в., а также узнать побольше о т.н. "прихрамовой среде" - тех самых креативных православных и околоправославных гражданах, знающих все про демоническую сущность телевизора, интернета и поезда "Сапсан", я отсылаю к прекрасной книге Марии Ахметовой "Конец света в одной отдельно взятой стране". Несмотря на то, что автор - глубокий и знающий исследователь, текст написан живым, понятным неспециалисту языком, и будет интересен каждому. Купить книгу легко и просто в разных интернет-магазинах, а для ознакомления и примера - фрагмент из монографии:

http://www.chaskor.ru/article/konets_sveta_v_odnoj_otdelno_vzyatoj_strane_21724

Отдельного упоминания заслуживают неоязычники, приблизительно в это же время (середина-конец 90-х гг.) имевшие довольно солидный авторитет и широко распространявшие свои идеи. В смеси с квасным патриотизЬмом (русы-скифы-арии) и пещерным национализмом (жЫдоборчество, Власов был героем) концепции неоязычников завоевывали своих почитателей, до поры до времени всеядно и огульно принимавших на веру все подряд. Естественно, через некоторое время наступила реакция и отторжение.

Славить Перуна и кидать зиги возле калинова куста, конечно, весело, но кроме этого (да еще обильных возлияний) неоязычники так ничего и не предложили, а шизоидные бредни про битвы с древними рептилоидами и могучих ариев-гиперборейцев, прилетевших осваивать просторы Руси прямиком с планеты Нибиру окончательно перевели неоязычников в глазах массового населения в категорию "мирных психов с прибабахом". Об этом, однако, еще пойдет речь дальше.

Особняком же стоит такой культовый деятель, как Юрий Петухов. Вот пример отличного современного мифотворчества, и если бы он не был настолько упорот, то, возможно, снискал бы подлинную народную любовь. Сочетание торжества русской идеи супротив межгалактических засланцев и сотен миллиардов тонн ПАФОСАЪЪЪ иногда порядком доставляет, в чем может убедиться любой желающий, ознакомившись с краткой выжимкой, любезно предоставленной лурком:

http://lurkmore.to/Петухов

При этом "нейтралитет" РПЦ, соблюдавшийся при патриархе Алексии II, с одной стороны, позволял всему вышеописанному паноптикуму существовать сравнительно безбедно, а, с другой стороны, не генерировал никакого дискурса и/или контрдискурса. До поры это вызывало недоумение; впрочем, теперь, при патриархе Кирилле, стало понятно, что лучше бы все оставалось как раньше. Это, однако, лишь мое мнение :)

На фоне описанных выше религиозных баталий пыталась развернуться и народная, "частная" мифология, но о ней - завтра.

7 комментариев:

  1. Товарищ Петухов поразил, конечно, мое воображение. Особенно обложки, которые как бэ НАПОЛЗАЭ.

    Вообще хочу отметить, что, имхо, конец света как животворящий источник для мифотворчества подисчерпал себя. Как-то незадорно совершенно проповедуют последние разы. Возможно. конечно, сказываются овер дохуя несбывшихся концов света, что в эру интернета трудновато скрыть))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ахаха, это же специальный эффект присутствия и псевдо-3D, для достижения которого необходимо скупить все книжки и выстроить их определенным порядком в ночь полнолуния!

      Разумеется. Истерия поддерживается довольно долго, но все время существовать в таком агрессивном для психики состоянии люди не могут, у них или съезжает крыша и они закапываются в катакомбы, как это было несколько лет назад, либо перестают психовать и переходят к нормальной жизни. А безостановочная цепочка концов света 90-х гг., плавно перетекшая в Миллениум мэднесс, должна была рано или поздно закончиться.

      Даже вокруг многострадального календаря майя уже не было и четвертой доли тех ритуальных плясок и воплей, как вокруг ужосов 1999 и 2000 гг.

      Ну и интернет, да.

      Удалить
  2. Конец света - вообще очень интересно. Хотелось бы как-нить подробнее о ней поговорить:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Окей, запишем в планы. Я просто не хочу особенно копипастить книжку Ахметовой, хотя там есть совершенно жЫрные вещи касательно Апокалипсиса; настолько роскошные, что диву даешься тараканам в человеческих головах. Это не тараканы, а цельные мозговые слизни с Проксимы Центавра ;)

      Удалить
  3. Кидать зигу - это весело!!!!!!!!!!!! )))))))))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Особенно когда тебе Нургалиев, в смысле, Перун разрешил ;)

      Удалить
    2. Ахахха!!! Я теперь всем так буду говрить! А мне Перун разрешил!!! ))))

      Удалить