вторник, 22 января 2013 г.

Современная российская мифология: vol. II

Продолжаем разговор, начавшийся вот в этом посте. Сегодня речь пойдет про бытовую, обыденную мифологию в нашей стране на рубеже II и III тысячелетия.


Вновь вернемся к новым религиозным движениям (НРД) 90-х гг., поскольку это крайне разнородное и собирательное понятие обнимает некоторые интересующие нас мифологемы. Почему у различных доктрин НРД существовала своя целевая аудитория? Почему эти организации при всей своей внезапности для атеистической, а затем подчеркнуто православной России, имели определенный успех? Да потому, что некоторые аспекты учений НРД пришлись, что называется, "в тему". Смотрите сами.

Во-первых, важная и неотъемлемая часть большинства подобных учений - истина и правда, которую ото всех скрывали. Истина эта была дана предкам, проверена их практикой на протяжении многих столетий, и лишь коварный заговор и вмешательство извне (христиане, ящерики, кто угодно) отобрало эту правду у людей. Такая мифическая криптоистория (трактующая все тот же классический миф о "золотом веке") всегда очень приятна адептам, она тешит их, позволяет прикоснуться к традициям и древнему наследию.

Во-вторых, это эксклюзивизм - избранность, исключительность и обладание точными данными о том, что делать и куда идти. Эти данные, разумеется, сохраняются в тайне, но повсеместно распространяется сам факт их наличия. Кого не возрадует новость о том, что избран лишь он и его ближние, лишь они знают верный путь, лишь им по плечу вывести страну из кризиса\спасти мир от хаоса? Миф о "герое и толпе" здесь расширяется до "массового героизма", то есть такого исключения, которое одновременно является и нормой. Так как сам этот подход массового героизма, малопонятный на Западе, близок и понятен русскому человеку, данный постулат о братской дружине героев тоже оказался весьма удачным.

В-третьих, это обязательное различение экзотерического и эзотерического. Любая доктрина имеет внешний, доступный для профанов корпус текстов и\или изречений, но при этом существует (либо утверждается, что существует) тайный, внутренний круг посвященных, обладающих особым знанием и, через него, мистической силой. Стремление войти в этот тесный круг, постичь и узнать все, также мотивирует и завлекает адепта.

Наконец, в-четвертых, в подавляющем большинстве учений подробно описан грядущий конец света, либо просто объясняются "условия" доброго посмертия и загробного существования. Плавно проистекая из второго пункта, эсхатологические и танатологические представления предлагают не бояться смерти, уверяют, что избранным адептам не грозит ничего ужасного; напротив, если в этой жизни что-то и не удастся, то в мифическом загробном мире ожидают исключительные блага, радость, счастье и непрекращающееся блаженство.

На мой взгляд, совершенно очевидна причина успеха и популярности различных новых движений. Объяснить же их итоговый провал можноразличным образом, но немаловажным фактором тут является отсутствие хороших демонстративных примеров, в первую очередь личных: иерархи НРД крайне редко служат обрацом для подражания как по своим совокупным личным данным, так и по поступкам. Кроме того, лишь малая часть НРД разрабатывала какой бы то ни было "кнут", и вышеописанных "пряников" оказалось недостаточно.

Вдобавок, все вышеописанные доктрины в основном оперировали абстрактными понятиями, конкретных, доступных образов они не создавали, как не создали и свои "святцы". А ведь не секрет, что популярность отдельных святых и в православии, и в католичестве нередко достигает абсолютно несоразмерных почитанию объемов.

// В данном контексте всегда вспоминается случай из полевых исследований, проводившихся на нашей кафедре, когда один из участников опроса, заверивший, что он "православный и в Бога верит, в церкву ходит", на вопрос о составе Святой Троицы ничтоже сумняшеся ответил: "Иисус Христос, Дева Мария и Николай Угодник!"

Для простых людей, вчерашних как бы атеистов, пришло же совсем другое время. И время это было наполнено всевозможными являениями, которые можно назвать "оккультизмом" или "колдовством". Начиная от гипнотических сеансов Кашпировского и Чумака, продолжая услугами всяческих магов и целителей высших категорий и степеней посвящения, и заканчивая бесами, нечистой силой и другими неземными сущностями :) Поговорим об этом чуть подробнее.


Страх и боязнь колдунов, нередко переходящие в определенное благоговение и почитание, встречаются в исторических документах повсеместно. Заговоры, ритуалы, - все это широко распространено в народной традиции, причем имеет, насколько я могу судить, дохристианские корни. Поэтому шквал магов и кодунов, обещавших отвороты, привороты, гадания и порчу, также оказался близок и понятен. В среде городских "образованных мещан" игры с магией стали модой и, вместе с тем, признаком определенного статуса.

Почему "колдовская" мифология оказалась так притягательна? В целом, причины те же - причастность к эзотерическому, возможность быстро получить желаемое без затраты особых усилий, стремление загрести жар чужими руками.

К колдунам примыкают всевозможные злокозненные существа, прошедшие основательную трансформацию от банников и овинников до современных городских мифических вампиров, демонов, оборотней и пр. Во многом эти мифы инспирированы западным кинематографом, а некоторые городские легенды вроде крыс-мутантов, обитающих в метро, или трехголовых рыб в Москва-реке, уже додуманы нашими соотечественниками. Перу некоторых писателей (С. Лукьяненко. В. Панов, М. Елизаров) принадлежат книги, в которых дополнительно конструируется и/или критикуется современная "демонология".

Наверное, стоит посвятить данным созданиям отдельный пост, но сейчас важно подчеркнуть следующее. "Негативный план" низшей и средней демонологии, то есть мир вредных, опасных существ, я считаю более-менее сформированным, пусть он отличается в представлениях каждого отдельного человека. Можно верить или не верить в вампиров и колдунов, потешаться над подростками-"оккультистами" или самому ползать с мелом, чертя октограммы на старом паркете. Факт остается фактом - спектр того, чего нужно бояться, и с кем лучше не сталкиваться лицом к лицу, известен всем и каждому.

// Определенно здоровым проявлением общенародного мироощущения я считаю то, что на нашей почве абсолютно не прижились последние голливудские попытки сделать "хорошего" вампира/оборотня/зомби (sic!) во всевозможных "Сумерках" и иже с ними. Можно сказать, что русский человек знает врага в лицо! xDD

Куда как сложнее с тем, что можно назвать "позитивной" мифологией. Если оставить в стороне упоминавшихся в прошлом посте расконсервированных белогвардейцев и ряженых казаков, в "возрождении" которых торчат не то что уши, а гиганские ушищи заказа, то что нам предложила созидательная железа народного мифотворчества? Бравых героев-братков, квинтэссенцией которых стала "Бригада" и "романтический" образ Саши Белого? Думаю, сами братки были бы не рады такому карикатурному изображению (реалистичный трэшачок вроде "Брата", "Бумера" или "Жмурок" как-то поближе к реальности).

Полностью оказались забыты и уничтожены традиции народного мифообраза солдата, служивого. Причина тут понятна - общая деградация армии, развал и разруха, сопряженные с крайне непопулярными боевыми действиями на Северном Кавказе, породили в итоге некий "военный комплекс". О солдатах старались не думать, армию боялись, а иногда открыто выражали презрение. Подрастающее поколение куда больше привлекал Рэмбо или Терминатор, нежели Ванька-взводный.

Да, на фоне дорвавшегося до коммерции отечественного кинематографа, произведения которого до сих пор вызывают кровавое слезоотделение, пышным цветом расцвели всевозможные заморские герои. Помимо "жан-клод-как-дам"'мов и "фильмов с брюсомли" (любой азиатский боевик), дикий русский рынок бросились осваивать Бэтмэны, Спайдермэны и все остальные Люди Хэ.

На безрыбье, в общем, и Робин - Бэтмэн. Ничего иного отечественное производство до поры предложить не могло. Но об этом, а также об альтернативах, изображенных на картинке чуть выше, побеседуем завтра.

8 комментариев:

  1. Ну, я усматриваю пичальку в отрыве традиционного детского сказкотворчества от современных реалий. За исключением,Ю возможно, Деда Мороза. Прекрасные Кощеи и Бабки-ежки так своего угла и не нашли, так же как и волшебная щука. И сознание наплодило крыс-мутантов, потому как негативные образы наше сознание плодит бодрее и радостнее, а вот позитивных борцунов с крысами-мутантами - нихт. Да еще не просто борцунов, а убедительных, чтоб для детей и взрослых... Прототипа нетути. Я вообще затрудняюсь назвать хоть какой-нибудь современный архетипный ПОЗИТИВНЫЙ образ. Советские заплевали, царско-древнерусские уже не пришей никоум ничего, а новые...ну, позиция населения понятно - новых нет, и не будет, потому что мы все умрем, а путин - вор. И ваще.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как раз об этом я хотел поговорить в сегодняшнем посте, ты буквально предвосхитила мои размышления ))

      Удалить
  2. Я попридираюсь, можно?)
    "В данном контексте всегда вспоминается случай из полевых исследований, проводившихся на нашей кафедре, когда один из участников опроса" - исследования проводились не на кафедре, и не участник опроса, а респондент =Р

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сколько угодно, но по сабжу :) здесь же не соглашусь - исследования, разумеется, проводились во Владимирской области, что и определяет размещенное перед ними слово "полевые", но проводились силами различных сотрудников кафедры, а потому смело могут именоваться проводимыми на кафедре. Никто же не понимает буквально слова о том, что диссертация была написана на кафедре такой-то, как реальное сидение в помещении кафедры с утра до ночи? :)

      "Респондент: лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании". Как говорится, найдите 5 отличий. Ваш настольный кэп xD

      Удалить
    2. видимо, во мне проснулся мой научник :) это бывает

      Удалить
    3. Хватит скромничать! Игорь Николаевич, перелогиньтесь!

      Удалить
  3. Кстате, про армию - не так давно, если верить официальным и неофициальным источникам - наши вынесли Грузин в Южной Осетии - отчего правительство не зациклилось на создании мифообраза современного солдата (после победы то)?

    P.S.Даешь религиоведный обзор по Resident Evil 6! =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот, кстати говоря, хороший вопрос. Я понимаю, что государственная пропагандистская машина - зверь неповоротливый и слоупочный, но не настолько же! В частности, именно для грузинского конфликта в армии были уточнены статуты и произведены первые за без малого 100 лет награждения восстановленым орденом Святого Георгия (а солдат - Георгиевским крестом). Кто об этом знает? Почему это не было растиражировано на каждом столбе? А ведь мог получиться мощнейший позитивный вброс.

      Еще скажи, по "Gears of war" )) хотя, возможно, однажды напишу про "Резидент". У нас все-таки мало кто в него играл, не шибко популярны приставки.

      Удалить