среда, 23 января 2013 г.

Современная российская мифология: vol. III

В заключение первого и приблизительного разбора актуальной отечественной мифологии я бы хотел поразмышлять о том, что мы имеем к настоящему времени, кто годится в герои народных мифов и легенд, а кого бы там хотелось увидеть.

Я не стану углубляться в комиксовые, мультипликационные и кинематографические дебри зарубежных героев, которых занесло к нам ветром перемен (с). Скажу только, что на нашей почве они имели и имеют сравнительно скромный и специфический успех. Дело тут не только в особом устройстве русского человека, от века не склонному к твердому индивидуализму и бесконечному самоцельному "сражению против всего мира", что старательно продвигалось в различных "старых" комиксах и фильмах. И даже, по-видимому, не только в космополитичных мотивах, скрещенных с "нам даст избавленье только герой, герой и герой".

Тут скорее противоречие скрыто в европейском и англо-американском подходах. Обратите внимание - ни в наших сказках, ни в сказках Андерсена или братьев Гримм герои не обладают сверхсилой. Можно видеть в этом христианское влияние, но факт остается фактом - практически всегда главное действующее лицо в лучшем случае получает волшебный артефакт или вступает в союз с неким сверхъестественным существом! В то время как американская традиция (за небольшим исключением) одаривает и героев, и злодеев суперспособностями, на чем и строится сюжет.

Ведь как разительно отличалось восприятие "книжных откровений" 90-х младым поколением толкиенистов-ролевиков, в стройные ряды которых через некоторое время влились поттероманы (и несть им числа)! Хоть и там встречались герои-одиночки, а какого-нибудь Гэндальфа сложно заподозрить в патриотизме, книжным детям (с) фэнтезийные волшебники, воины и барды оказались гораздо ближе и понятнее, нежели американские капитаны и другие человеки Хэ в обтягивающих лосинках, ведь сам Фродо не умеет практически ничего (но у него есть неплохие артефакты и очень влиятельные сопартийцы :)).

На привыкших к "фантастике" вроде Стругацких и Лема вчерашних советских граждан кирпич ПСС Толкина вообще упал крайне метко и удачно. Все было там внезапно и, вместе с тем, притягательно. Добро и зло очерчены четко и конкретно, судьбы мира вручаются малым мира сего (ох, как попаразитируют на этом авторы многотомников о "попаданцах" через десяток лет!), отважные спутники всегда помогут в трудную минуту, а ужасные противники непременно будут повержены и втопаны во мрак, где, как известно, скрежет зубовный.

А уж переклепать "Зарницу" в "ролевицу" с платьями-занавесками, мечами из лыж и шлемами-ведрами было делом пяти минут. Народно-мифологический образ "супермэна" оказался в наших широтах густо приправлен волшебством, а не техникой. Этому сопутствовали многочисленные игры вроде "Героев меча и магии", "Дьяблы", "Врат Бальдра", подчеркнутые и обведенные толстыми кругами экранизаций Питера Джексона. Да и наши борзописцы - от Перумова до Семеновой - не отставали от модных тенденций. Эскапизм? Может, и эскапизм, но бегство в Страну эльфов из краснопиджачной реальности 90-х, на мой взгляд, - не худший вариант.

Нет, скай-фай возьмет свое через пять-шесть лет, когда люди перенасытятся колдунами и феями, когда скука по старой доброй космоопере возьмет свое (параллельно с новыми фильмами по "Звездным войнам" и играми типа "Старкрафта", а чуть позже - "Масс эффекта"). И будут вновь перечитаны Брэдбери с Хайнлайном и Азимовым, будет до дыр засмотрена трилогия о "Матрице", и даже "Кин-Дза-Дза" обретет второе рождение. Прибавим сюда приложения в лице постапокалипсиса (поезд следует от станции "Терминатор" с остановками "Безумный Макс", "Судья Дрэдд" и "Водный мир" до конечной в "Фоллауте") да киберпанка (Гибсон-Стерлинг-Дик).

Учтем, наконец, и перезапуск всевозможных франшиз (от "Бэтмэна" и "Спайрдермэна" до "Хранителей", "Капитана Америки" и "Авенджеров"), который, в сочетании с прочным вхождением в нашу жизнь широкополосного интернета с безлимитным трафиком, окончательно интегрировал современную молодежь и подростков в общемировую "культурную" систему, всеядную и всеобъемлющую. Глобализация, чего же еще тут ждать?

А где же нашенское, самостийное, кондовое, домотканое (с), спросите вы? Увы, здесь все гораздо скромнее и печальнее. Вместе с солдатом из "Огнива" в бозе почил и образ хитрого мужика из народных сказок, который и двух генералов прокормит, и на черте покатается. Если солдата старались просто не замечать, то мужик превратился в эдакий жупел, полупьяное пугало для очень средней школы с либеральным уклоном.

Небезуспешные в целом попытки оживить былинных богатырей в одноименной серии мультфильмов можно занести "в зачет", если не принимать во внимание все заимстования и общую детскую направленность. Отдельные продукты типа экранизаций "Дозоров" или "Волкодава" стоит оставить на совести их авторов, тут сказано предостаточно. Редкие удачные попытки оживить и как-то интегрировать в современность наших фольклорных персонажей (к примеру, весьма приятный цикл книг А. Белянина о милиционере Ивашове - "Тайный сыск царя Гороха") не носят, к сожалению, глобального характера, не популяризуются, а стоило бы. Тот же лейтенант Ивашов не обладает никакими особыми силами, но, подобно греческому Одиссею, живостью ума и складом характера буквально переворачивает окружающий его мифический мир, полный волшебных созданий и загадочных существ.

Вдобавок накладывается весьма специфическое отношение к "нечисти" со стороны православных священников, которые готовы и деда Мороза запретить как вредоносный, языческий элемент. При этом, естественно, никаких собственных героев-образцов батюшки предлагать не намерены, так как единственным образцом должен быть Иисус Христос. Ладно, еще добавим святых, чьи жития выхолощены и обезличены куда старательнее, чем шаблонные биографии советских героев.

Не желаю выносить особо резких оценочных суждений, но показательна, как мне думается, история с канонизацией Евгения Родионова, православного солдата на чеченской войне, который попал в плен к боевикам, отказался изменить своей вере и, после продолжительных пыток, был обезглавлен. Стихийное народное почитание Родионова возникло практически сразу, как стали известны обстоятельства его гибели. Была подана "петиция", но отдел по канонизации отказал в связи с
отсутствием достоверных сведений о мученической в церковном смысле кончине и о том, что Родионов вёл сознательную церковную жизнь.
И опять же, не собираюсь разглагольствовать о персоне последнего российского императора Николая II, но отмечу, что никакие препятствия (в том числе и упомянутые в качестве причины для отказа выше) не помешали прославить его в лике мучеников со всем семейством. Дело дошло до откровенно анекдотического: в мае 2011 г. Родионов как «новомученик Евгений Воин» был включен в текст воинской панихиды, совершаемой в знак поминовения погибших в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитриевскую субботу, которую проводят православные армейские капелланы армии Соединенных Штатов Америки. Как говорится, нет пророка героя в своем отечестве...

Завершая общий обзор, я хотел бы подчеркнуть, что смотрю в будущее с надеждой. Да, пока не все гладко с народными героями, пока далек от совершенства механизм общегосударственной популяризации свершений и побед. Но хочется верить, что потребительский образ жизни не поглотит наших людей до конца, что даже в условиях быстро меняющейся повседневности мы найдем место для подвига. И пусть пионеров-героев нарисуют в стиле японской анимации, как это сделали авторы "Первого отряда" - лучше напомнить современным подросткам о "минувших днях и битвах" (с) на доступном и наглядном материале, чем не делать этого вовсе.

P.S. Как исключительно позитивный знак я, кроме того, отмечаю начатую издательством "Bubble" серию комиксов про наших, отечественных героев. Среди них есть и простой милиционер, и православный монах, и борец с нечистью, и даже наша "Лара Крофт" со своим невидимым фронтом. Всецело одобряю и рекомендую!

7 комментариев:

  1. По поводу баланса фэнтези с сай-фай я наблюдаю ровно наоборот.
    Фэнтези как жанр находится в глубочайшей депрессии. Он был фактически разрушен Гарри Поттером. Деградировал до уровня детских сказок и пошлых рассказиков про "рубако-маго-крутого парня". Роберт Джордан умер. Андре Нортон умерла. Урсула ле Гуин тоже на ладан дышит. Тертлдав давно уже ничем не радовал.
    Глен Кук конечно еще жив, но второго черного отряда нам не видать.
    Только Мартин со своей игрой престолов не дает ему загнуться окончательно.

    Если же посмотреть на отечественных авторов, то что у нас есть? Дважды уже переработанный фарш Перумова, который решил еще немного срубить бабла, безликие книжки про князей-ведунов-бояр да книги про попаданцев в прошлое из серии "рвотное для глаз". Панов вот старается, но и там уже фэнтези с натягом.

    А с фантастикой все куда лучше!
    Дэн Симмонс трудится не покладая рук, Лоис Макмастер Буджолд не отстает. Орсон Скотт Кард тоже пишет регулярно (хотя имхо и слабовато).
    У нас аналогично. Постапок набирает только силу и там тоже есть приличные вещи. Тупых боевиков тоже достаточно, но не все так плохо как с фэнтези.

    Так вот, к чему я это все?:)
    Мода на волшебников у нас живет пока подпитывается вливаниями извне, т.к. такое мировоззрение нашим согражданам не свойственно и чуждо.
    А любовь к фантастике и вера в человеческие силы заложены скорее исторически (по этому научный атеизм так хорошо например прижился при СССР). По этому массовый всплеск любви к магам и эльфам после развала союза связан исключительно с новизной, но никак не с перениманием культуры или что-то вроде.

    По этому я за наших потенциальных героев не беспокоюсь. Даже в условиях идейного вакуума последних 20 лет всякие слащавые супермены, капитаны америки и прочие человеки-пауки не смогли закрепиться в русском сознании и испытывают всплески популярности только при показе соответствующих фильмов.
    Т.е. они могут оставаться на плаву хоть как-то, только при сильном финансово-пропагандистском воздействии со стороны. Убери его и через поколение все о них забудут.

    А тех же богатырей люди несут в себе не смотря на чужую пропаганду и воспринимают так хорошо что к пятому фильму создатели позволяют себе откровенную халтуру:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может быть, я не совсем четко это обозначил, но я полностью согласен с тобой! Говоря о "расцвете" фэнтези, я имею в виду период с конца 80-х гг. до 2000, максимум - 2003 года. Ныне и жанр находится в "дауне", и скай-фай полностью взял мощный, решительный реванш. От первых "цветочков" "Матрицы" вплоть до недавних "Аватаров" и "Облачных атласов".

      Про научную прагматику тоже соглашусь, ведь именно "на Марсе будут яблони цвести" обусловили такую популярность научной фантастики в СССР. Воспринималось-то все как "ближайшее будущее" во внеземных колониях и звездолетах к Сатурну.

      А вот насчет любви есть довольно тонкий момент. Наверное, будет очень грубым обобщением, но мне представляется, что фэнтези скорее подталкивает человека к эскапизму, отрыву от реальности, нежели скай-фай. Если страна эльфов по определению недоступна, и остается грезить, как было бы хорошо скакать на верном единороге по окрестностям Казад-Дума, то звездолет надо брать и строить, и начинать с самого себя - бросать пить, заниматься спортом, идти в летную школу или на завод космических кораблей )))

      С героями примерно то же - укусил тебя паук, выдали тебе щит и меч в секретном агентстве, или ты весь такой крутой мультимиллионер, желающий расквитаться с бандитами - вуаля! Не надо ничего делать, тебя или спасет супергерой, или ты им сам окажешься.

      У нас же традиционны иные ценности - в жизни всегда есть место для подвига; сам погибай, а товарища выручай; "знак ГТО на груди у него - больше не знают о нем ничего, <...> каждый к труду-обороне готов!". Искренне надеюсь, что случится их возрождение.

      Именно поэтому я не очень понимаю желание низвести богатырей до этаких "затычек" во всех проделках князя. Богатыри сражаются с немыслимыми врагами, с нечистью, с поработителями и разрушителями земли Русской, их девиз - "Никто, кроме нас!" Это нужно подчеркивать, ведь логика тут простая, народная - бог-то бог, да и сам не будь плох. Ильюша с Добрыней да Алешей сразят Змея и Соловья, но будь любезен помогать им на своем уровне, богатырям и так есть чем заняться.

      Удалить
  2. Бесобой - нагло срисованный Алекс Мёрсер из Прототайпа!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По мотивам, ладно уж "срисованный" ;) Фурия тоже обладает четкими отсылками к "Черной вдове", но это все-таки первый блин, и он не очень ком xD

      Удалить
  3. Что-то от последнего постера аж покоробило. Выглядит так же как икона воина Егения - очень... странно и нелепо. Долго объяснять, почему так.

    "Первый отряд" ждала и возлагала на него большие надежды, а на выходе получилась какая-то невнятная фигня, за что я это недоаниме ненавижу. Так идею испоганить коцаной полнометражкой - это надо было постараться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почему же? Сам комикс, кстати говоря, весьма приятен и выдержан в проправославной манере, роль монаха и вообще священников там всецело позитивная. И это при отсутствии какой-либо официальной поддержки РПЦ, а это дорогого стоит! На мой взгляд, очень достойно. Хотя готов выслушать и иное мнение, конечно.

      Дело в том, что к "ПО" сторонники разных крайностей подошли со своих позиций, и все остались недовольны. Анимешники не увидели красивостей и "тру-онеме", любители альтернативной истории почему-то раскритиковали сюжет, хотя лично я его нахожу вполне приемлемым (если читать и сопоставлять с книгой А. Старобинец). А "ПО" находится где-то посередине, в этом его и ошибка (?).

      А, на мой взгляд, там все здорово. И анимешные пионеры с пулеметами, и фошысты-оккультисты, и сама идея: "... и в последний час встанут мертвые за живых".

      Удалить
    2. Кстати, да. - про "Первый отряд" можно почитать книжку еще, которая очень любопытно переплетается с мультом, там Александр выше автора упоминал.
      И я с ним согласна - мне и доставляет комикс - потому что католикам можно, значит, клепать Батьку Александра из "хеллсинга", а нам низя? Наших всегда подводило слишком серьезное отношение к некоторым темам. Я не говорю, что надо пойти глумицоо, но некоторые вольности(как в случае с вышеописанным комиксом) имхо, вполне допустимы. Но я атеистка, может, я чего-то не понимаю)

      Удалить