среда, 16 января 2013 г.

Бафомет: к историографии вопроса, vol. II

Продолжим историю о Бафомете и трансформации его образа в мировой культуре. В этом нет ничего опасного - смотрите сами, разве он не милашка? :)

Как бы то ни было, но тамплиеров стала преследовать инквизиция по приказу французского короля Филиппа IV Красивого. Причины этого преследования остаются предметом споров историков и эзотериков по сей день, нас же здесь интересуют следующие пункты обвинения римского суда:
...и во всех провинциях имели идолов в виде головы, часть из которых имела три лица, иные же одно; порой и вовсе был один череп... На своих офицерских собраниях, а особенно среди Высшего Капитула, поклонялись идолу как божеству, как своему спасителю, утверждая, что эта голова может спасти их, что она <голова> снабдила Орден всеми сокровищами, может заставить деревья цвести, а растения - прорасти из земли посреди зимы.
Действительно, некоторые из плененных тамплиеров (преимущественно нижние чины - сержанты и даже слуги) упоминали имя Бафомета как демона, которому поклонялись рыцари.

Однако не было ни единого показания, где бы описание вида идола было бы одинаковым - одни говорили, что это голый череп, другие - что это нарисованное на дереве изображение, третьи - что это кот (животное сатанинское!), четвертые - отрубленная голова с длинной бородой.

Головы и вправду хранились в орденском реликварии, но это были святые мощи, вещь совершенно обыденная для рыцарского ордена (скажем, среди прочего в серебряном саркофаге покоилась голова Гуго де Пейна - шампанского рыцаря, сооснователя и первого Великого Магистра храмовников, а также, как считалось, голова сввм. Ефимии Всехвальной).

Вот пример такого саркофага, голова венгерского короля Ласло I Святого.

Ни один рыцарь не подписал обвинения в идолопоклонстве. Сам Великий Магистр Жак де Моле отказался от всех показаний, заявив, что они были выбиты под пыткой. Впрочем, обвинителям не было особого резона тщательно сверять факты, - вполне достаточно было объявить о связи храмовников как с мусульманами, так и с демонами.

// Отметим попутно, что в умах средневековых людей мусульмане прочно ассоциировались с идолопоклонниками, верующими в Магомета. В английский язык даже вошло слово mammet (в значении "идол", "ложный бог"), этимология которого аналогична и представляет собой искаженное "Магомет".

Как бы то ни было, орден Храма был разгромлен (несмотря на то, что отдельные "филиалы" ордена спаслись - скажем, в Португалии и Англии), а казненные лидеры сразу же стали обрастать уймой легенд и мифов. Это и проклятие Моле, обращенное к королю Филиппу IV и папе Клименту V и утверждавшее, что они не проживут и года, что в точности сбылось (иногда ошибочно добавляют хранителя печати, канцлера Гийома де Ногаре, но тот умер за год до казни). Надо сказать, что судьбу Филиппа разделили все три его сына, и династия Капетингов на этом прервалась. Это и сохранение "тайн" ордена путем создания первых масонских лож, и алхимические таинства, позволявшие умножать сокровища изготовлением золота из меди. Вообще, еще в 1208 г. папа Иннокентий III призывал храмовников к порядку по причине их «нехристианских действ» и «заклинания духов».

О Бафомете же на несколько сотен лет забыли. Забыли все, кроме алхимиков (по-видимому, некие алхимические знания и трактаты за авторством тамплиеров действительно существовали).

В 1818 г. австрийский дипломат, историк и оккультист Йозеф фон Хаммер-Пургшталь опубликовал эссе с длинным названием Mysterium Baphometis revelatum, seu Fratres Militiæ Templi, qua Gnostici et quidem Ophiani, Apostasiæ, Idoloduliæ et Impuritatis convicti, per ipsa eorum Monumenta, что можно перевести как "Раскрытие тайны Бафомета, в связи с которой рыцари-тамплиеры, как и гностики, и офиты, обвинялись в отступничестве, идолопоклонстве и телесной нечистоте своими собственными монументами". Там он отмечал, что


были найдены изображения, именовавшиеся Бафометом... в музеях и коллекциях древностей, например, в Веймаре и Вене. Эти изображения, вырезанные в камне, представляли собой гермафродитов и имели две головы либо два лица, с бородой, но с женским телом. Вокруг же вились змеи, располагались знаки солнца, луны, а также иные непонятные символы и надписи на арабском.
<...> надписи можно расшифровать так, что под этими изображениями подразумевалась София, богиня мудрости греков и офитов, которая в учении последних часто была наполовину женщиной, наполовину мужчиной.
Бафомет же значит "Βαφη Μητεος", крещение Метиды, крещение огнем, или обращение в гностицизм, просвещение ума.

Несмотря на то, что работа Хаммер-Пургшталя носила псевдоисторический характер, в ней огульно связывалась вся история тамплиеров с масонами (в негативном ключе, разумеется), она стала довольно популярна в антимасонских кругах. Некоторые музеи даже стали выставлять экспонаты, которые значились в каталогах как "Бафометы" и были призваны подтвердить истинность этой теории.

Чуть позже, в 1854 г. французский оккультист, алхимик и таролог Альфонс-Луи Констан, известный больше под псевдонимом Элиафас Леви, в своей книге Dogme et Rituel de la Haute Magie ("Учение и ритуал высшей магии") изображает Бафомета в ставшем наиболее известным виде - сидящего существа с человеческим телом и головой рогатого козла. Леви подробно описал всю символику этого существа: и факел между рогами (огонь познания), и указание вверх на белую луну Чезед, и вниз на черноту Гебуры (каббалистические символы), и жезл, зажатый между ног (вечная жизнь). В его интерпретации, это символ совершенной гармонии, милосердия и правосудия.  На руках у Бафомета записаны латинские слова SOLVE (распадаться) и COAGULA (застывать).

// Поразительно, что подобное изображение (бородатое создание с женской грудью, крыльями и рогами) присутствует на церквях, некогда построенных тамплиерами - в Ланлиффе, Бретань, и Сен-Мерри, Париж.

Своего Бафомета Леви также называл "Козлом Шаббата", и существует версия, что он отчасти вдохновлялся популярной в то время картиной Ф. Гойи "Ведьмин шабаш" (1821-23):



Еще некоторое время спустя маг, мистик и оккультист Алистер Кроули использовал Бафомета Леви в рамках учения Телемы, где в "Гностической мессе" провозгласил:
И верую я в Змея и Льва, Тайну из Тайн, в имя Его - Бафомет.
Для Кроули Бафомет - это "божественный андрогин", знак чистого совершенства. Он также выступал в качестве символа "волшебного ребенка", рожденного в результате сексуальных магических ритуалов. Кроули считал, что Бафомет расшифровывается как "Отец Митра", о чем уже шла речь выше (однако к расшифровке Кроули добавил богатый оккультно-нумерологический шифр, называя также Бафомета "девяткой", "кубом" и "краеугольным камнем Храма"). И это неудивительно, если вспомнить, что Кроули основал магическую ложу под наименованием Ordo Templi Orientis.

В 1969 г. Антон ЛаВей, глава Церкви Сатаны, использовал в оформлении обложки своей "Сатанинской библии" так называемую "Печать Бафомета", на которой изображена, однако, голова бога Пана, а по кругу на иврите написано "Лефиафан". Название этот символ получил лишь в 1972 г., а в 1983-м он стал зарегистрированной торговой маркой xDD Именно этот символ, широко растиражированный журналистами, прочно и накрепко связал имя Бафомета с демонами и сатанизмом.

При этом появились и откровенно высосанные из пальца псевдомистические толкования, паразитируюшие на общей истерии середины-конца 80-х гг. Приведу пару примеров - вот налицо перевод неназванного иностранного источника:
Слово Baphomet, прочитанное справа налево (Temohpab), будет нотариконом следующей формулы: Templi omnium hominum pacis abbas, что в переводе с латинского значит: 'настоятель храма мира всех людей'.
Этим словом Тамплиеры называли индивидуализированный астральный Tourbillion, действительно, при умелом управлении им, могущий повести людей по пути умиротворения и самоусовершенствования. <...>
Он (Бафомет) рождается, согласно Великому гностическому закону, от некоторого активного Iod и некоторого пассивного He, строго соответствующего упомянутому Iod; вампиризирует он мировую Среду и опорной точкой берет наигустейшие коагуляты.
Волютивные сущности, порожденные какими бы то ни было индивидуумами Вселенной, целиком сотканы из него. Реальнее всего он оперирует, когда покрыт оболочкой физических коагулятов.
Ты отдаешь себе строго отчет в том, какие элементы считать активными и какие - пассивными в каждой операции.
Он (Бафомет) определяется двойным вихрем, восходящая часть которого берет силу в опорной точке коагулятов, а нисходящая - в точке ее привеса к высшим метафизическим началам.
 ("Курс энциклопедии оккультизма", Киев, 1994).

Разумеется, нашлись и обильные поиски Истинного Смысла и в статуе Дж. Вашингтона,


и в различных документах, паспортах и так далее (предупреждаю, чтение материала по ссылке может привести к повреждению отдельных участков мозга, особенно у женщин и детей).

http://s-mahat.ru/cgi-bin/index.cgi?cont=230



Закончилось все, как водится, четким вхождением Бафомета в массовую культуру. Тут и музыкальная группа (см. выше), и даже демон-повелитель минотавров, звериной жестокости и ярости из вселенной AD&D (см. ниже).


Теперь вам известна история этого персонажа, и, смею надеяться, вы почерпнули для себя что-то новое и интересное.

P.S. А что тамплиеры, спросите вы? Поклонялись ли они Бафомету на самом деле? Я отвечу, что можно предположить некий парагностический тайный культ для офицеров ордена. Но стоит учитывать, впрочем, что даже в XIII в. символическое использование языческих божеств было распространено в кругах знати (а к таковой можно было отнести немногих храмовников). Трубадуры говорили об Амуре, нисколько не опасаясь того, что они отступают от Святой Троицы.

В таком случае Бафомет мог значить для тамплиеров не больше, чем Джон Ячменное Зерно, Отец Зима или тот же Джек Фрост. Если Бафомет когда и существовал в ритуалах храмовников, то мог быть условным именем для некоего выдуманного обычая (к примеру, рыцарского посвящения), что отнюдь не считалось чем-то чуждым вере в Христа. И если бы инквизиторы не стали придираться именно к Бафомету - поверьте, они бы нашли что-то иное.

2 комментария:

  1. Спасибо, очень интересно!
    У Grave Digger даже есть песенка про это:)
    The Curse Of Jacques
    http://zvukoff.ru/song/1209872

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда пожалуйста )) да песенка приятная, но вообще тамплиеры и Моле - фигуры знаковые для нашей отечественной фолк-толкиено-сцены. И Лора Бочарова, и Майя Котовская (Канцлер Ги), и некоторые иные менее известные исполнители едва ли не сточили перья, сочиняя всевозможные стихи о судьбе храмовников и их Магистра. Как-нибудь, наверное, стоит написать литературное обозрение на это безобразие )))

      Удалить