среда, 30 января 2013 г.

Что в имени тебе моем: vol. I

Во вчерашнем сообщении я обещал начать разговор об именах человеческих, их связи с традицией и с религией, а также о том, что творится с именами сейчас. Пожалуй, так и сделаем! :)

Имя собственное, или, говоря научным языком, антропоним, появилось на заре человеческой цивилизации, как только возникла потребность обозначить или как-то отличить одного человека от другого. Первые имена представляли собой различные осмысленные обиходные слова, максимально подходящие по значению к времени рождения, внешности или характеру человека (Весна, Рада, Мила и пр.). Они могли изменяться как добавлением новых (вследствие каких-либо свершений или проишествий - Смелый, Хромой и т.п.), так и заменой на новое.

Разумеется, вместе с развитием религий изменялись и трансформировались имена людей. Младенцев называли в честь богов (прекрасный пример - еврейская практика, о которой ниже), с обращением в ту или иную религию свойственные для нее имена "переезжали" на новые территории, порой причудливо переплетаясь с традиционными.

Довольно быстро возникли патронимы и матронимы ("отчества" и "материнства"), определяющие родовые отношения и служащие дополнительным индетификатором. В некоторых культурах (скажем, в Исландии) до нынешнего времени обходятся только именем и отчеством, фамилий же практически нет. Фамилии как таковые - вообще сравнительно позднее изобретение (~X вв. н.э.), вызванное к жизни развитием торговых и культурных связей. Не стоит считать, что родовых или "коллективных" имен не существовало - отнюдь, таковые известны и в Древнем Египте, и в Древнем Риме, но массовое распространение произошло лишь на рубеже второго тысячелетия.

Сведения о древнеегипетских именах сохранились в надлежащем количестве и качестве лишь в отношении фараонов, но и этого достаточно для богатого анализа. Допустим, фараон Рамзес I, основатель XIX династии, носил следующие имена:
  • личное имя Рамзес (Рамессу), "Рожденный Ра" - как сын бога Ра,
  • тронное имя (получаемое при коронации) Мен-пехти-Ра, "Вечное проявление силы Ра" - как царь,
  • горово имя (старейшее в египетской традиции именование фараонов, которым покровительствует Гор; некоторые древние фараоны известны только по горовому имениГор ка-нахт-уади-несут, "Гор, крепкий бык, с процветающим царским достоинством" - как земной образ бога Гора,
  • небти-имя (имя, связанное с богинями Нехбет и Уаджит, покровительницами Верхнего и Нижнего Египта соответственно) Хаи-ем-несу-ми-Атум-небти, "Две Госпожи в образе царя, сходном с Атумом" - как Властелин двойного венца, единолично правящий над всей долиной Нила,
  • золотое имя (окончательное значение этого имени неизвестно, но обычно оно связывается с уподоблением фараона бессмертному Солнцу-ГоруБик-небу Семен-Маат-кхет-тауи, "Золотой сокол, образ правды в Двух Землях" - как вечный Золотой Гор.
Вообще, само греческое слово "фараон" (аналог егип. per-oh, "большой дом") не является официальным титулом или обращением, это отличный пример эвфемизма или криптонима. Так называли правителя для того, чтобы не произносить полный титул из пяти имен, считавшийся священным и оттого табуированным, не для всяких уст. Более обиходными наименованиями царя были слова несу-бити (егип. "принадлежащий Тростнику и Пчеле", т.е. Верхнему и Нижнему Египту) или небтауи (егип. "повелитель обеих земель").

На примере титулования правителей хорошо прослеживаются изменения религиозной обстановки в Египте. Древнейший культ Гора (зародился в ~IV тыс. до н.э.) давал правителю горово имя, самое древнее и самое сакральное, подчеркивающее связь с покровителем правителей, Побеждающим Гором. После завоевания Верхним Египтом Нижнего и объединения под одной властью фараон получает новое небти-имя, подчеркивая тем самым призрение со стороны богинь-покровительниц Нехбет и Уаджит. Затем поклонение Гору достигает своей кульминации, становясь общегосударственной, а царь провозглашается бессмертной эманацией Гора на земле, получая золотое имя. В конце Третьей династии (середина III тыс. до н.э.) царь объединяет функции властителя и жреца, создавая культ фараонов и ритуализируя тронное, коронационное имя. Наконец, с прибавлением во времена Четвертой династии культа бога Ра правители получают личное имя, которое обозначает родовую связь (сын или дочь) с богом Ра.

Некоторые фараоны могли иметь несколько имен того или иного типа. К примеру, фараон Саптах имел два личных имени и два тронных имени (вторые получил после 3-го года правления) и четыре горовых имени, вдобавок к небти-имени и золотому!

В привычном понимании эти имена не являются именами, это, скорее, пышные прозвища и титулования, несущие священный характер.

Чрезвычайно интересно, что же в этой книге? :)

Другим благодатным материалом для исследования являются еврейские имена, представленные в многочисленных древнееврейских книгах. Впоследствии они влились в различные мировые культуры, в чем нетрудно убедиться самостоятельно ("русские" имена Иван, Матвей, Семен, Анна, Мария и т.д.).

Символизм и значимость еврейских имен хорошо демонстрирует неразрывную связь еврейского народа с иудейской религией. Подавляющее большинство имен так или иначе показывают важность для бога, благословение бога и тому подобное.

Как верно подметил товарищ Ян Рогозин, фигурирующий в пророчестве Исаии Еммануил (Эманнуил) может легко восприниматься как Иисус, ведь и в одном и в другом имени фигурирует бог. Судите сами:

Элеазар - «божья помощь»; Иоанн - «благодать божия»; Натан - «бог дал»; Елисей - «коего спасение бог»; Матвей - «дарованный господом»; Еремей - «возвышенный богом»; Михаил - «подобный богу»; Иоаким - «бог поставил»; Михей - «подобный Яхве»; Эммануил - «определение божье»; Захария - «память господня»; Даниил - «мой судья - бог»;
Ананий - «отмеченный милостью божией»; Исаия -  «спасение, посланное Иеговой».

Список можно и продолжить важно то, что предсказанный Эммануил мог быть наречен и Элеазаром, и Натаном. С каким бы именем не родился Иисус, он всё равно был предсказан у пророка!

Не стоит думать, что все еврейские имена связаны с религией - есть и вполне обыденные (Хаим ("жизнь"), Илан ("дерево"), Оз ("сила") и т.п.).

Многочисленные традиции дополнительно регламентировали имянаречение (скажем, по ашкеназской традиции не принято называть детей в честь живых родственников, тогда как в традиции сефардов, наоборот, принято именование в честь живых родственников в знак уважения и как залог подобия их успеху и величию). Само имя, даваемое при обрезании, - шем кодеш - нередко заменялось в обиходе именем матери.

С развитием "культа" раввинов, цадиков и прочих деятелей культа в традицию вошла практика называния в честь выдающихся деятелей; особенно эта традиция сильна среди хасидов.

Помимо шем кодеш, часто давалось "светское имя", свойственное данной местности (Хаим - Говард, Моше - Миша, Шмуэль - Стенли и т.д.), причем поразителен сам такой "двойной оборот" - сначала местные жители изменяют еврейское имя в соответствии со своими традициями и обычаями, а затем сами евреи называют своих детей такими именами вместо "еврейских"!

Особняком стоит так называемые нотариконы - особые акронимы, сокращенные аббревиатуры еврейских имен и фамилий. Опираются они на то, что буквы еврейского алфавита сплошь согласные, и связаны с различными эзотерическо-табуистическими запретами и ограничениями. Примеры нотариконов - Бар (бен рабби, "сын раввина"), Бешт (бааль шем тов, "обладатель имени бога"), Бараш (бен рабби Шимон, "сын раввина Симона") и т.п. Принцип образования довольно простой - берутся первые буквы (например, "б", "р"), к которым добавляется огласовка - звук "а". В мистическом учении каббалы данной традиции добавлен свой, религиозно-мистический смысл.

Завтра продолжим, перейдя к нашей отеческой традиции, в которой тоже много разного интересного!

2 комментария:

  1. Ахаха! Иван - еврейское имя :-) злой русский иван - злой русский еврей :-) теперь мне лечге!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаешь, среди неоязычников почему-то малораспространено древнерусское имя Изяслав. Неужто не хотят быть Изей? xDD

      Удалить