В связи с этой фотографией мне вспоминается один интересный нюанс, который вполне можно обсудить, пока еще в нашей стране обсуждение Холокоста не стало уголовно наказуемым преступлением, как в этих ваших европах. Тем более что совсем недавно состоялись очередные вручения Нобелевских премий.
Нобелевская премия пока что не вручается в области религиоведения (что печально), поэтому рассмотрим наиболее близкую к нам - премию по литературе. Надо сказать, что Нобелевская премия выдается, как несложно догадаться, из процентов от наследства самого Нобеля, и распоряжаться выдачей этих премий Комитет должен не по собственному желанию, а в соответствии с завещанием дяди Альфреда. А вот что он писал в этом завещании (подчеркнуто мной:
Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству.
Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: <...> четвёртая — тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления.Хорошо? Да как сказать. Вот возьмем современный "Большой энциклопедический словарь" (у меня 2008 г. издания). Читаем там ту же статью о Нобелевских премиях.
Н.п. вручаются за выдающиеся работы в области физики, химии, медицины и физиологии, экономики, литературные произведения, деятельность по укреплению мира.Почувствуйте, как говорится, разницу. Нобель не был поклонником писателей как таковых, и премию обязал давать только тем из них, кто напишет лучшее произведение идеалистического направления. Уточним, что под этим подразумевается: «Идеализация - это представление чего-то лучшим, чем оно есть в действительности, приукрашивание действительности, представление чего-то в качестве идеала». Нобель хотел видеть и сделать людей лучше, чем они есть, он хотел, чтобы писатели прославляли идеальных, совершенных людей, а не мерзавцев и подонков.
Я не хочу особенно рассуждать в этом контексте не то что про "Архипелаг ГУЛАГ", а даже и про "Тихий Дон". Гражданская война и борьба белых с красными, голод и погромы - идеал жизни казака? Хотя сложно поспорить с Нобелевским комитетом в том, что клюквенные закрома Солженицына про 100500 расстрелянных и сосланных - это приукрашивание действительности, вот только представление этого, как лучшее, чем есть в действительности, оставим на их совести.
Я лишь вспомню награждение 2002 года, когда премию вручили малоизвестному до тех пор венгерскому еврею Имре Кертешу (Кертесу). На русский язык была переведена лишь одна его книга в далеком 1991 г., а все остальные, включая и "премиеносные" работы, квазибиографические и посвященные тематике Холокоста, - после награждения (2003, 2004 и пр.). Официальная формулировка - «за творчество, в котором хрупкость личности противопоставлена варварскому деспотизму истории». Сравните с завещанием Нобеля. Согласился бы старик Альберт с идеализированным представлением о хрупкости личности, неспособной противостоять варварскому деспотизму истории?
Кого или что в качестве идеала человечества представил венгерский мастер? Немецкий концлагерь как идеальное место пребывания евреев? Толпы евреев, которые, согласно общепринятой версии, покорно шли в газовые камеры? Это что – идеализация людей? Неужели это их показ лучшими, чем есть в действительности?
Но это все вопросы из разряда риторических. Оставим Нобелевский комитет и его разграбление фондов давно почившего шведского химика в покое.
Возвращаясь к картинке и теме, обозначенной в заголовке сегодняшнего поста, я желаю дать слово уже упомянутому мною ранее писателю М.Ю. Елизарову. Его рассказ "Я вернусь" очень изящно и неожиданно обыгрывает тему "через концлагерь - в небесные обители". Раз уж у нас сегодня литературный день, то призываю ознакомиться по нижеследующей ссылке:
http://talesforandrew.blogspot.ru/2012/02/blog-post_8792.html
Не пожалеете, уверяю вас.
P.S. Завтра на повестке дня - Ктулху и компания ;)
Комментариев нет:
Отправить комментарий