понедельник, 24 декабря 2012 г.

Christmas Eve

Сегодня канун Рождества у католиков и протестантов - Вигилия (от лат. "vigilia" - бдение). Русский аналог - Сочельник, но он хоть и был исторически прямо связан с декабрьскими днями (см. предыдущий пост про Коляду), вместе с григорианским календарем перешел на 6 января. Поговорим немного о малоизвестной у нас традиции предрождественского поста у католиков - Адвенте, и связанных с этим интересных подробностях.

Адвент (опять же, от лат. "adventus" - пришествие) - четырехнедельный период подготовки к Рождеству, призванный должным образом подготовить человека к важному для него событию, помочь очиститься и полнее прочувствовать его значение. Это одновременно и радость ожидания, и определенные ограничения, способствующие размышлениям и думам о грядущем. Первый день Адвента - четвертое воскресенье перед Рождеством.

Важным атрибутом Адвента является специальный венок с 4 свечами, который традиционно изготавливают всей семьей. Может быть и один, общий на всех венок, так и множество венков для каждого члена семьи. Материалы легко узнаваемы - все та же хвоя, шишки, ягоды и ветки различных плодовых деревьев, в особенности рябина и клюква. Дополнительными украшениями служат бубенчики, колокольцы, фигурки людей и животных. Если в православии практически не встречается обычай плетения таких венков, то в католичестве и протестантизме они употребляются повсеместно, причем тоже претерпели определенные изменения в течение своей истории.

Считается, что первый подобный венок связал немецкий лютеранин Иоганн Вихерн. В разных источниках описывается, что он либо взял к себе на воспитание и обучение детей из бедных семей, либо что он возглавлял небольшой детский приют. Так или иначе, воспитанники часто спрашивали Вихерна, когда же наступит Рождество. Чтобы не отвечать каждому, в 1839 г. Вихерн обмотал старое колесо еловыми ветвями, водрузив на него 4 большие и 24 маленькие свечки. Каждый день зажигалась малая, а в воскресенье - большая свеча.

Надо отметить, что венок как таковой - вовсе не изобретение Нового времени. Германская традиция издревле предполагала украшение жилища ветвями и венками вечнозеленых растений. Круглый венок отображал непрерывность цикла жизни, рождение и смерть, переплетенные в вечном колесе. Хвоя подчеркивала несокрушимость жизни перед лицом зимы, мороза и смерти.

К этой символике добавилась и христианская. Увеличение яркости свечей с каждым днем символизировало приближение Христа, постепенное наполнение всего мира светом и счастьем.


Ныне редко встречаются "полные" венки, чаще всего используются только четыре большие свечки. Свечи могут быть одноцветными, а могут быть раскрашены в традиционный литургический цвет Адвента - фиолетовый, цвет покаяния. При этом фиолетовыми будут только 3 свечи, а четвертая - непременно розовая (цвет радости). Их зажигают в каждое воскресенье, и с этим связана следующая важная традиция.

Каждое из 4 воскресений Адвента посвящено какой-либо тематике.

1-е посвящается ветхозаветным патриархам, прародителям Иисуса. Читаются выдержки из Библии, вспоминаются известные деяния героев Ветхого Завета. Зажигается первая свеча - свеча надежды, символизирующая далекий и грядущий свет Христа.

2-е посвящается пророчествам о рождении Спасителя, предсказанным обстоятельствам его непорочного зачатия и явления в мир. Зажигается вторая свеча - свеча пророков, или вифлиемская свеча, призванная напомнить о Вифлиемской звезде, предвестнице Рождества, и о том, что именно в этом городе должен был родиться мессия.

3-е, называемое также Gaudete (лат. "радуйтесь"), посвящается счастью тех, кто знает о грядущем Рождестве. Читается жизнеописание Иоанна Предтечи. Само воскресенье является определенным "перерывом" в строгом посте и раскаянии Адвента - разрешается громко смеяться и петь, восхваляя близость Господа. Священникам дозволено служить в розовом облачении, а убранство храма дополняется розовыми же цветами. Зажигается третья, розовая свеча - свеча радости, или свеча пастухов, показывающая близость Бога к каждому.

Само название происходит от первого слова отрывка из Послания к Филиппийцам: Gaudete in Domino semper: iterum dico, gaudete… Dominus enim prope est (Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь… Господь близко).

4-е посвящается кануну и обстоятельствам Рождества: вспоминают чудесное спасение родителей Иисуса и само рождение. Зажигают последнюю свечу - свечу ангела, отображающую свет снизошедшего ангела во время Рождества. Обязательно воспроизводят Магнификат - славословие Деве Марии из Евангелия от Луки.

Иногда в центр венка добавляют пятую свечу, которую зажигают в Вигилию. Эту свечу называют свечой Христа, и она суть явление Бога в мир, светлое Рождество.


Во время Адвента необходимо совершать дела милосердия, бескорыстно и с чистым сердцем. Это позволит должным образом подготовиться к исповеди, чтобы смочь участвовать в рождественских богослужениях и принять причастие.


Особым периодом Адвент является для детей. Принято, чтобы дети каждый день совершали добрые дела, выполняли различные просьбы и поручения родителей, вели себя послушно и хорошо. Вечером каждого дня им за это дают небольшой подарочек, часто съедобный, а также бумажные сердечки. Также раньше традиционно давали пучки соломы, но сейчас чаще дают кусочки ваты. Накопленные сердечки следует повесить на ёлку, а соломой (ватой) наполнить ясли Христа. Предполагается, что таким образом дети наглядно продемонстрируют свое рвение и усердие: у кого соломы (ваты) будет мало, тот вел себя плохо!

Праздничный ужин Вигилии состоит, разумеется, из постных блюд. Несмотря на различия в каждом доме, главное место на столе занимает блюдо с облатками - освященным пресным хлебом. Все присутствующие берут перед началом трапезы берут облатки и делятся ими друг с другом, желая радости, мира и добра.  Распространен обычай оставлять за столом одно или несколько незанятых мест. Если кто-нибудь придет в гости в Вигилию, то будет принят как член семьи, в знак памяти о близких людях, которые не могут в этот день встретить праздник вместе с остальной семьей. Незанятое место вместе с тем символизирует и покойных членов семьи. После ужина вся семья отправляется на мессу, присутствие на которой является обязательным и общим для всех католиков.

О Рождестве поговорим завтра, а напоследок напомню, что наше слово "Сочельник" (Сочевник) произошло от слова "сочиво" - сока раздавленных семян и зерен, использовавшегося в качестве приправы или соуса. Но о Сочельнике ближе к делу, 6-го января ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий