Как я и обещал, сегодня мы поговорим о персонажах замечательного мультфильма "Хранители снов" (в оригинале - "Rise of the Guardians"). Название, в целом, переведено хоть и не дословно, но достаточно корректно, поскольку "Восстание/Возвышение стражей" было бы совсем непонятно. А тут все ж таки мультик, а значит хранятся детские сны, рейтинг 0+, всем все ясно :)
Тем, кто еще не смотрел - настоятельно рекомендую (и спойлеров практически не будет!). Те же, кто смотрел, узнали Санту и Зубную фею, а вот с Песочным человечком и Пасхальным кроликом, думаю, было сложнее, не говоря уже про Джека Фроста и Бугимэна. Поэтому стоит немного рассказать о прототипах этих персонажей, ведь у нас про них мало что известно.
Сегодня на повестке дня Пасхальный кролик.
Пасхальный кролик (или же заяц) - персонаж очень древний, дохристианский. Не секрет, что народные праздники достаточно удачно вписались в церковный календарь (или наоборот - календарь слился с народными традициями). Пасха же объединилась с весенним равноденствием, важным днем для всех народов - днем обновления, днем начала роста и устремления к солнцу, окончательной смерти зимы и воскрешения природы. Разумеется, Воскресение Христово полностью укладывается в эту традицию. Важность дня весеннего равноденствия подчеркивает, например, его название, сохранившееся в родственных нашему языках - Велик(о)день (укр., болг.) или Великаночь (чеш., польск.). А само называние Пасхи в немецком и английском языке - Easter\Ostern - возводят к германскому культу Остры (Эостры, Остары), впоследствии укоренившийся и среди англосаксов. Некоторые исследователи склонны ставить знак тождества между Эострой и Мерцаной (Зимцерлой, Зарницей) - славянской богиней рассвета и зари; что, на мой взгляд, несколько натянуто.
Естественно и то, что день обновления природы никак не может проходить без животных. Ранний и схожий обычай - день сурка в Канаде и США, согласно которому появление (или непоявление) сурка символизирует скорое окончание зимы либо еще 6 недель холодов.
Приход и утверждение весны "несут с собой" самые разные животные в различных культурах и религиях - от аиста и кукушки до лисы и нашего зайца. В основном традиция имеет под собой германские корни, хотя впервые упоминание о таком обычае приводятся в "De ovis paschalibus" ("О пасхальных яйцах") Г. фон Франкенау со ссылкой на Аляску (!). Впрочем, и на Аляске яйца приносил заяц. В Австралии аналогом является бандикут.
Надо отметить, что в суровом Средневековье у детей было не так уж много праздников - день рожденья, Рождество и Пасха. Поэтому пасхальные увеселения ждали, хотели в них участвовать.
Немцы-колонисты перенесли свою традицию в США, где она (за неимением других) пустила крепкие корни и к настоящему времени укрепилась очень твердо.
Сам обычай имеет множество форм, но смысл обычно сводится к следующему - на Пасху заяц устраивает где-то гнездо (в позднейшем преломлении - оставляет корзинку) с разноцветными яйцами, которые дети ищут, но только хорошие могут найти. Заяц оставляет подсказки (скорлупу, стрелки, бумажки), и, разумеется, для детворы это веселый и задорный праздник в духе "Зарницы" или городской ролевой игры. Да что уж там, многие взрослые не отказались бы поучаствовать в подобном!
Почему заяц, спросите вы? Во-первых, заяц - животное, имеющее твердую связь с различными божествами. Зайцы сопровождали Афродиту, зайцы несли светильники, возвещавшие приход Остры (ведь она - богиня зари и рассвета, германский аналог Авроры). Во-вторых, заяц - создание чрезвычайно плодовитое (скажем, самки зайцев способны зачать второе потомство, будучи еще беременными первым), а что еще может символизировать воскресение природы лучше? ;) В-третьих, заяц - милая и симпатичная зверушка, как нельзя лучше подходящяя для детского праздника.
Остается только пожалеть, что эта традиция практически неизвестна у нас. Отчасти потому, что церковь всегда бдительно следила, чтобы на Пасху не было "игрищ поганых", то есть языческих. Отчасти потому, что образ зайца в нашей культуре - это довольно противоречивый образ. С одной стороны, зайцу традиционно приписывается трусливость, робость, он вызывает скорее насмешку. С другой стороны, многочисленные создания, обладающие силой оборотничества (а таких на Руси было превеликое множество - леший, полевик, домовой, рижник, гуменник, та же Баба Яга, да и несметное количество ведьм и колдунов) часто появлялись именно в облике зайца, поэтому отношение к зайцам часто было весьма осторожным. Наконец, зайцам покровительствовал собственный бог - Диверкиз, и злить его тоже лишний раз не стоило!
Но хотя бы шоколадные (марципановые) зайцы в последнее время появились в регулярной продаже - а потому помните, что когда вы откусываете такому зайцу ухо или лапку, вы тоже прикасаетесь к древней традиции. Приятного аппетита! ;)
Тем, кто еще не смотрел - настоятельно рекомендую (и спойлеров практически не будет!). Те же, кто смотрел, узнали Санту и Зубную фею, а вот с Песочным человечком и Пасхальным кроликом, думаю, было сложнее, не говоря уже про Джека Фроста и Бугимэна. Поэтому стоит немного рассказать о прототипах этих персонажей, ведь у нас про них мало что известно.
Сегодня на повестке дня Пасхальный кролик.
Пасхальный кролик (или же заяц) - персонаж очень древний, дохристианский. Не секрет, что народные праздники достаточно удачно вписались в церковный календарь (или наоборот - календарь слился с народными традициями). Пасха же объединилась с весенним равноденствием, важным днем для всех народов - днем обновления, днем начала роста и устремления к солнцу, окончательной смерти зимы и воскрешения природы. Разумеется, Воскресение Христово полностью укладывается в эту традицию. Важность дня весеннего равноденствия подчеркивает, например, его название, сохранившееся в родственных нашему языках - Велик(о)день (укр., болг.) или Великаночь (чеш., польск.). А само называние Пасхи в немецком и английском языке - Easter\Ostern - возводят к германскому культу Остры (Эостры, Остары), впоследствии укоренившийся и среди англосаксов. Некоторые исследователи склонны ставить знак тождества между Эострой и Мерцаной (Зимцерлой, Зарницей) - славянской богиней рассвета и зари; что, на мой взгляд, несколько натянуто.
Естественно и то, что день обновления природы никак не может проходить без животных. Ранний и схожий обычай - день сурка в Канаде и США, согласно которому появление (или непоявление) сурка символизирует скорое окончание зимы либо еще 6 недель холодов.
Приход и утверждение весны "несут с собой" самые разные животные в различных культурах и религиях - от аиста и кукушки до лисы и нашего зайца. В основном традиция имеет под собой германские корни, хотя впервые упоминание о таком обычае приводятся в "De ovis paschalibus" ("О пасхальных яйцах") Г. фон Франкенау со ссылкой на Аляску (!). Впрочем, и на Аляске яйца приносил заяц. В Австралии аналогом является бандикут.
Надо отметить, что в суровом Средневековье у детей было не так уж много праздников - день рожденья, Рождество и Пасха. Поэтому пасхальные увеселения ждали, хотели в них участвовать.
Немцы-колонисты перенесли свою традицию в США, где она (за неимением других) пустила крепкие корни и к настоящему времени укрепилась очень твердо.
Сам обычай имеет множество форм, но смысл обычно сводится к следующему - на Пасху заяц устраивает где-то гнездо (в позднейшем преломлении - оставляет корзинку) с разноцветными яйцами, которые дети ищут, но только хорошие могут найти. Заяц оставляет подсказки (скорлупу, стрелки, бумажки), и, разумеется, для детворы это веселый и задорный праздник в духе "Зарницы" или городской ролевой игры. Да что уж там, многие взрослые не отказались бы поучаствовать в подобном!
Почему заяц, спросите вы? Во-первых, заяц - животное, имеющее твердую связь с различными божествами. Зайцы сопровождали Афродиту, зайцы несли светильники, возвещавшие приход Остры (ведь она - богиня зари и рассвета, германский аналог Авроры). Во-вторых, заяц - создание чрезвычайно плодовитое (скажем, самки зайцев способны зачать второе потомство, будучи еще беременными первым), а что еще может символизировать воскресение природы лучше? ;) В-третьих, заяц - милая и симпатичная зверушка, как нельзя лучше подходящяя для детского праздника.
Остается только пожалеть, что эта традиция практически неизвестна у нас. Отчасти потому, что церковь всегда бдительно следила, чтобы на Пасху не было "игрищ поганых", то есть языческих. Отчасти потому, что образ зайца в нашей культуре - это довольно противоречивый образ. С одной стороны, зайцу традиционно приписывается трусливость, робость, он вызывает скорее насмешку. С другой стороны, многочисленные создания, обладающие силой оборотничества (а таких на Руси было превеликое множество - леший, полевик, домовой, рижник, гуменник, та же Баба Яга, да и несметное количество ведьм и колдунов) часто появлялись именно в облике зайца, поэтому отношение к зайцам часто было весьма осторожным. Наконец, зайцам покровительствовал собственный бог - Диверкиз, и злить его тоже лишний раз не стоило!
Но хотя бы шоколадные (марципановые) зайцы в последнее время появились в регулярной продаже - а потому помните, что когда вы откусываете такому зайцу ухо или лапку, вы тоже прикасаетесь к древней традиции. Приятного аппетита! ;)
Когда читал про "Игрища поганые" - сразу всплыло настоятельное лицо нашего табачного патриарха с опухшими от злости губами)))
ОтветитьУдалитьИ несть им числа, в общем-то. Искореняли будь здоров )
Удалить