Первоначальный смысл новогодних и колядных обрядов состоял в аграрно-магическом "запечатывании", выкликании для хозяина и членов его семьи урожая, богатства, приплода и брака при помощи ритуальных формул. Разумеется, подавляющее большинство колядок прямо или косвенно связана с крестьянским бытом, заботами и чаяньями. При этом устное творчество стремится создать картину идеализированной жизни, чтобы реальность тянулась, "стремилась" к описанному процветанию.
Само колядование имеет множество альтернативных названий в различных городах и весях: бегать окрутниками, ходить рядихами, ходить со Щодрой, водить козу. Окрутники и рядихи - это ряженые, переодетые зверьми колядовщики, а вот про козу и вообще животных стоит поговорить отдельно.
Колядование всегда начиналось с явления "Овсеня" (то есть самого Коляды) верхом на свинье. Важно было удержаться на пытающемся убежать животном! Собравшиеся долго и с шутками-прибаутками выпытывают у Овсеня, кто он таков, куда направляется и зачем. Свинья тут не случайна - это все тот же индоевропейский вепрь, аналогичный золотому (солнечному!) кабану Гуллинбурсти, принадлежавшему богу Фрейру.
Альтернативный Фрейр с кабаном, ня! ^ ^
Образ небесной солнечной свинки понятен - это полное, пыщущее жаром солнце, которое непременно придет и дарует жизнь скованному ныне холодом и снегом полю, лесу, реке. Вепрь - мощное, воинственное животное - как бы "пробивает" себе дорогу через мрак и стужу, уподобляясь волшебному ледоколу. Обновление связи с тотемической божественной свиньем содержалось и в ритуальном поедании ветчины или жареной свинины на Щедрец, последний день колядной недели.
Затем появляются сами колядовщики. Первым выступает козовод, который ведёт за собой «козу» (ряженого, одетого козой). Коза - одна из древнейших кормилиц человека, образ достатка, сытости, процветания. Существовал обычай гладить козу по шерсти (практически как овчарку на станции "Площадь Революции") для хорошей, счастливой жизни в будущем году. Важно отметить, что древнеславянское слово «съчастье» означало со-участие в каком-то успешном деле, например, в сборе богатого урожая или обильной добычи на охоте.
При этом важно, что ряженая «коза» часто имела черную шерсть, как бы изображая ночного зверя, "анти-козу" Чернобога, которая властвует зимой. Поэтому ее гладили осторожно, нередко скрещенными пальцами или левой рукой. Сначала нужно было "одомашнить" жуткую козу, превратить ее из чудища в домашнюю кормилицу.
С козоводом идет "сеятель", который разбрасывает вокруг, не исключая всех окружающих, зерна и орехи. Таким образом он заранее совершает ритуальный посев будущего урожая, обеспечивая его рождение. «Коза» непременно пытается "поедать" разбросанные семена, от чего ее удерживают как сами скоморохи, так и хохочущая публика.
За ними следует свита - потешные спутники козы. Состав их мог разниться от губернии к губернии, но чаще всего встречались медведь, кот, лисица и журавль.
После "посева" наступает кульминация колядования - эпическая пьеса, которую можно было бы назвать "Звезда и смерть
Коза-дереза, большие глаза,
Коза, коза луплена, за две куны куплена.
Стопчет тя ногами, сколет тя рогами!
Ножками затопчет, хвостиком заметет,
Тут те и смерть! Тут те и смерть!
Коза, коза луплена, за две куны куплена.
Стопчет тя ногами, сколет тя рогами!
Ножками затопчет, хвостиком заметет,
Тут те и смерть! Тут те и смерть!
Местные жители должны ответить страшной козе, что не боятся ее, что ее ждали тут:
Приходи к нам, коза, во темны во леса.
Тут, за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие.
Во тех лесах огни горят, огни горят горючие.
На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие.
У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят, колядуют.
Хотят тебя, козочка, зарезати.
Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо.
Тут, за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие.
Во тех лесах огни горят, огни горят горючие.
На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие.
У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят, колядуют.
Хотят тебя, козочка, зарезати.
Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо.
Самый храбрый подбегает к козе и стукает ее по рогу. Коза заваливается на снег, бьется в корчах, хрипит и брыкается - темные силы уходят, а светлые приходят, наступает день. Звери свиты объясняют, что козу надо оживить, и что она теперь будет хорошей, доброй.
Причем звери - все сплошь дикие. Медведь - символ силы и мощи, кот - символ ловкости и проворности, лисица - символ хитрости и изворотливости, журавль - символ стремительности и деторождения. Тотемные предки "приводят" козу к людям, повторяя архаический ритуал одомашнивания дикой козы. Вместе с тем они согласны, получив подарки и угощения, одарить людей своими знаковыми качествами, а вместе с тем выполнить традиционные бытовые функции, приписываемые им.
Медведь "дарит" мед и процветание пасеки, кот защищает от мышей амбары с зерном и кладовые с продуктами, лисица "выгоняет" в сети и принады охотников зайцев, белок, куниц и прочую лесную живность, а журавль приносит детей и выступает в качестве хранителя семейного благополучия.
Звери кричат:
Вот коза упала, хвостик свой задрала.
Нужно козе три куска сала!
Нужно козе три куска сала!
Нужно больше сала,
Чтобы коза встала.
Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье, иные подарки. Если подарков на первый взгляд достаточно, то звери "оживляют" козу:
Встань, коза, встряхнись!
Встань, развеселись!
Слушай, коза, где трубы ревут.
Где трубы ревут, там блины пекут.
Где блины пекут, там и нам дадут!
Коза идет к угощенью, задирает морду и нюхает. Теперь ее черед проверить, хороши ли дары, согласн ли она остаться у людей, чтобы даровать им сытость и достаток. Звери теперь внимательно смотрят, что именно подарили. Среди всего прочего должны быть и символические подарки "тотемным прародителям", т.н. "пожитки". Если они присутствуют, то звери ритуально перечисляют их:
Первый пожиток – мерочка жита, мерочкой жита коза будет сыта.
Другой пожиток – мерочка гречки, мерочка гречки нам на варенички.
Третий пожиток – решето овса, решето овса, сверху колбаса.
Если же чего-то недостает, то кто-то (чаще всего это кот) начинает выпрашивать еще:
Мяу, мяу, мало! Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала!
Дай сала кусок, чтоб твой боров был высок!
Дай сала кусок, чтоб твой боров был высок!
Остальные звери намекают, что отказа не приемлют:
Дайте, дядя, сала, а то сдохнет кот.
Смерть кота - это жуткая беда, разорение амбаров мышами. В "Русской правде" убийство коня приравнивалось к убийству кота, так этот зверь высоко ценился на Руси! Кот-ряженый обязательно начинает завывать, биться в судорогах, валяться по земле.
Хозяева могут попытаться отнекиваться ("Нету сала, мышь украла!"), но кот в конце концов обязательно возьмет свое и получит добавку. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики ритуально "передают" козу людям (иногда коза сбрасыват черную шкуру и надевает белую), после чего славят хозяев, желают им достатка и успехов, поименно перечисляя всех членов семьи, а затем сами отправляются пировать.
Хозяева могут попытаться отнекиваться ("Нету сала, мышь украла!"), но кот в конце концов обязательно возьмет свое и получит добавку. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики ритуально "передают" козу людям (иногда коза сбрасыват черную шкуру и надевает белую), после чего славят хозяев, желают им достатка и успехов, поименно перечисляя всех членов семьи, а затем сами отправляются пировать.
Чего и вам желаю! ;)
Читая пост почему-то думал о Остапе Бендере )))
ОтветитьУдалитьЯ живо представляю себе Остапа на колядовании, Кису Воробьянинова в роли сеятеля, а Шуру Балаганова - в роли козы ;)
Удалить