пятница, 28 декабря 2012 г.

Зооморфизм в русских колядках

Я бы хотел напомнить, что все еще продолжаются колядочные дни, хоть и подходят к концу. 31-го декабря будет Щедрец, о котором стоит написать отдельно, а сегодня я бы хотел чуть-чуть поговорить про образы зверей в колядочных обрядах. Они довольно интересны, как мне кажется.



Первоначальный смысл новогодних и колядных обрядов состоял в аграрно-магическом "запечатывании", выкликании для хозяина и членов его семьи урожая, богатства, приплода и брака  при помощи ритуальных формул. Разумеется, подавляющее большинство колядок прямо или косвенно связана с крестьянским бытом, заботами и чаяньями. При этом устное творчество стремится создать картину идеализированной жизни, чтобы реальность тянулась, "стремилась" к описанному процветанию.

Само колядование имеет множество альтернативных названий в различных городах и весях: бегать окрутниками, ходить рядихами, ходить со Щодрой, водить козу. Окрутники и рядихи - это ряженые, переодетые зверьми колядовщики, а вот про козу и вообще животных стоит поговорить отдельно.

Колядование всегда начиналось с явления "Овсеня" (то есть самого Коляды) верхом на свинье. Важно было удержаться на пытающемся убежать животном! Собравшиеся долго и с шутками-прибаутками выпытывают у Овсеня, кто он таков, куда направляется и зачем. Свинья тут не случайна - это все тот же индоевропейский вепрь, аналогичный золотому (солнечному!) кабану Гуллинбурсти, принадлежавшему богу Фрейру.
Альтернативный Фрейр с кабаном, ня! ^ ^

Образ небесной солнечной свинки понятен - это полное, пыщущее жаром солнце, которое непременно придет и дарует жизнь скованному ныне холодом и снегом полю, лесу, реке. Вепрь - мощное, воинственное животное - как бы "пробивает" себе дорогу через мрак и стужу, уподобляясь волшебному ледоколу. Обновление связи с тотемической божественной свиньем содержалось и в ритуальном поедании ветчины или жареной свинины на Щедрец, последний день колядной недели.

Затем появляются сами колядовщики. Первым выступает козовод, который ведёт за собой «козу» (ряженого, одетого козой). Коза - одна из древнейших кормилиц человека, образ достатка, сытости, процветания.  Существовал обычай гладить козу по шерсти (практически как овчарку на станции "Площадь Революции") для хорошей, счастливой жизни в будущем году. Важно отметить, что древнеславянское слово «съчастье» означало со-участие в каком-то успешном деле, например, в сборе богатого урожая или обильной добычи на охоте.

При этом важно, что ряженая «коза» часто имела черную шерсть, как бы изображая ночного зверя, "анти-козу" Чернобога, которая властвует зимой. Поэтому ее гладили осторожно, нередко скрещенными пальцами или левой рукой. Сначала нужно было "одомашнить" жуткую козу, превратить ее из чудища в домашнюю кормилицу.

С козоводом идет "сеятель", который разбрасывает вокруг, не исключая всех окружающих, зерна и орехи. Таким образом он заранее совершает ритуальный посев будущего урожая, обеспечивая его рождение. «Коза» непременно пытается "поедать" разбросанные семена, от чего ее удерживают как сами скоморохи, так и хохочущая публика.

За ними следует свита - потешные спутники козы. Состав их мог разниться от губернии к губернии, но чаще всего встречались медведь, кот, лисица и журавль.

После "посева" наступает кульминация колядования - эпическая пьеса, которую можно было бы назвать "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты козы". «Коза»  начинает шататься, у нее подкашиваются ноги, мотает из стороны в сторону. Животные из свиты рассказывают, что обошли они всю Русь, везде коза бесчинствовала, никому покоя не давала:

Коза-дереза, большие глаза,
Коза, коза луплена, за две куны куплена.
Стопчет тя ногами, сколет тя рогами!
Ножками затопчет, хвостиком заметет,
Тут те и смерть! Тут те и смерть!

Местные жители должны ответить страшной козе, что не боятся ее, что ее ждали тут:

Приходи к нам, коза, во темны во леса.
Тут, за рекою, за быстрою, леса стоят дремучие.
Во тех лесах огни горят, огни горят горючие.
На тех огнях котлы кипят, котлы кипят кипучие.
У тех котлов волхвы стоят, волхвы стоят, колядуют.
Хотят тебя, козочка, зарезати.
Стукнут козу под правое ухо, упадёт коза на брюхо.


Самый храбрый подбегает к козе и стукает ее по рогу. Коза заваливается на снег, бьется в корчах, хрипит и брыкается - темные силы уходят, а светлые приходят, наступает день. Звери свиты объясняют, что козу надо оживить, и что она теперь будет хорошей, доброй. 

Причем звери - все сплошь дикие. Медведь - символ силы и мощи, кот - символ ловкости и проворности, лисица - символ хитрости и изворотливости, журавль - символ стремительности и деторождения. Тотемные предки "приводят" козу к людям, повторяя архаический ритуал одомашнивания дикой козы. Вместе с тем они согласны, получив подарки и угощения, одарить людей своими знаковыми качествами, а вместе с тем выполнить традиционные бытовые функции, приписываемые им.


Медведь "дарит" мед и процветание пасеки, кот защищает от мышей амбары с зерном и кладовые с продуктами, лисица "выгоняет" в сети и принады охотников зайцев, белок, куниц и прочую лесную живность, а журавль приносит детей и выступает в качестве хранителя семейного благополучия.

Звери кричат:

Вот коза упала, хвостик свой задрала.
Нужно козе три куска сала!

Нужно больше сала,
Чтобы коза встала.

Люди бросают в мешок гостинцы: колбасу, сало, пряники, печенье, иные подарки. Если подарков на первый взгляд достаточно, то звери "оживляют" козу:

Встань, коза, встряхнись!
Встань, развеселись!
Слушай, коза, где трубы ревут.
Где трубы ревут, там блины пекут.
Где блины пекут, там и нам дадут!

Коза идет к угощенью, задирает морду и нюхает. Теперь ее черед проверить, хороши ли дары, согласн ли она остаться у людей, чтобы даровать им сытость и достаток. Звери теперь внимательно смотрят, что именно подарили. Среди всего прочего должны быть и символические подарки "тотемным прародителям", т.н. "пожитки". Если они присутствуют, то звери ритуально перечисляют их:

Первый пожиток – мерочка жита, мерочкой жита коза будет сыта.
Другой пожиток – мерочка гречки, мерочка гречки нам на варенички.
Третий пожиток – решето овса, решето овса, сверху колбаса.


Если же чего-то недостает, то кто-то (чаще всего это кот) начинает выпрашивать еще:

Мяу, мяу, мало! Нужно ещё сала, чтоб коза брыкала!
Дай сала кусок, чтоб твой боров был высок!

Остальные звери намекают, что отказа не приемлют:

Дайте, дядя, сала, а то сдохнет кот.

Смерть кота - это жуткая беда, разорение амбаров мышами. В "Русской правде" убийство коня приравнивалось к убийству кота, так этот зверь высоко ценился на Руси! Кот-ряженый обязательно начинает завывать, биться в судорогах, валяться по земле.

Хозяева могут попытаться отнекиваться ("Нету сала, мышь украла!"), но кот в конце концов обязательно возьмет свое и получит добавку. Собрав полный мешок гостинцев, колядовщики ритуально "передают" козу людям (иногда коза сбрасыват черную шкуру и надевает белую), после чего славят хозяев, желают им достатка и успехов, поименно перечисляя всех членов семьи, а затем сами отправляются пировать.

Чего и вам желаю! ;)

2 комментария:

  1. Читая пост почему-то думал о Остапе Бендере )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я живо представляю себе Остапа на колядовании, Кису Воробьянинова в роли сеятеля, а Шуру Балаганова - в роли козы ;)

      Удалить