вторник, 11 декабря 2012 г.

Хранители снов vol. V - Джек Фрост и всё-всё-всё


- А где бог?
- Мы за него.

Операция "А" и другие приключения Хранителей

Глубокоуважаемый Сергей Васильевич Лукьяненко написал пост, в котором проанализировал в свойственном ему стиле "Хранителей снов". Ознакомиться с ним можно по данной ссылке:


Не желая придираться к различным мелочам, я хотел бы пополемизировать о принципиальной сути самого мультфильма, о том "мессадже", который он несет нам (и детям, и взрослым), а заодно совместить эти размышления с назревшим разговором о Джеке Фросте.


Джек Фрост - это отнюдь не зомби, оживленный силой и волей колдуна мертвец, чаще всего этим же колдуном сначала умерщвленный. И ассоциативный перевод имени Фроста как "Морозко" мне тоже не очень нравится (применительно к мультику), и вот почему.

В предыдущем посте я довольно подробно проанализировал классического Повелителя Зимы, о котором поэт сказал
Мороз-Воевода дозором обходит владенья свои...
Вариант "Морозко" суть народное просторечное смягчение, из которого выпал первый член - "дедко". Прибавлением "-ко" крестьянин хотел выразить свое уважение, обратиться как к члену семьи. И "дедко Морозко" - это все тот же Властелин Зимы.

Джек Фрост же - это суровый, опасный дух, скорее аналогичный древнерусскому Карачуну (Корочуну, Колднику). В отличие от Мороза (само обращение к которому - "дед", "дядя", отец" - показывает почтение и своеобразную любовь), от Карачуна добра ждать не следует. Само слово "Карачун" в переносном смысле вошло в речь со значением "Смерть" (А.В. Суворов учил в "Науке побеждать":
Трое наскачут, первого штыком, второго пулей в стволе, третьему штыком карачун).
Вот, к примеру, каноничное изображение Джека Фроста в стилистике Гражданской войны в США:


В мультфильме Джек Фрост имеет совсем другой образ. Что мы знаем о главном герое? Это мальчик, который жил на Севере (одежда, коньки и т.п.), у него была сестра, он утонул на замерзшем озере результате героического подвига - ее спасения, и был оживлен после этого Луноликим. Этого, в принципе, вполне достаточно для того, чтобы реконструировать оригинальный миф.

Миф этот - скандинавская легенда о Гьюки и Биль, повествующий о том, как брат и сестра отправились к источнику Бюргир (древнеисл. "Скрытый", "Тайный"), чтобы набрать воды. На плечах они несли жердь и котелок с говорящими названиями Симуль (древнеисл. "Вечная") и Саг (древнеисл. "История, рассказ"). Но им не суждено было вернуться домой - их обоих украл Мани, персонификация Месяца (тот самый Человек на Луне), и они с тех пор следуют за ним. Причем Мани имеет весьма узнаваемое изображение:
На первый взгляд, миф довольно странный. Действительно, зачем Месяцу понадобилось красть детей? Но нам на помощь приходит название источника, к которому шли дети - Бюргир. Это название мы встречаем в другой саге, и выясняется, что этот источник меда мудрости, связанный с Мимиром, хранителем мудрости, тем самым Мимиром, который взял в залог у великого Одина глаз, даровав взамен всеведение. Сага добавляет такие важные подробности.

Отец Гьюки и Биль, Ивальди, в свое время украл у Мани его дочь Хильдигун, и насильно взял ее в жены. Хильдигун родила ему сына и дочь, которых Ивальди прятал, опасаясь гнева Месяца. Однажды, заблудившись в лесу, Ивальди случайно наткнулся на ручей, который бил на поверхности. Этот ручей тек от самого источника Мимира, и, хоть и не давал такой мудрости, как неразбавленный мед у истока, приносил радость и счастье. Ивальди напился вдоволь и вернулся домой. Позабыв от хмеля об опасности, он отправил к источнику детей, чтобы они набрали большой котелок веселящего напитка. Но возле источника Мани взошел на небо и увидел своих внуков. Желая отомстить ненавистному Ивальди (и попутно сохранить тайну источника от смертных), Мани забрал детей к себе на Луну вместе с котелком, и обращался с ними бережно, но никогда не вернул назад на Землю. Ивальди же так и не смог отыскать этот ручей вновь. Впоследствии Биль даже войдет в пантеон богинь-асинь.

Теперь все становится на свои места. Учитывая то, что некоторыми исследователями персонификации Месяца и Солнца относятся к ипостасям самого Одина, мы получаем картину избранных - своего рода эйнхериев, только не вечных воителей, а вечных стражей.

Языческий реванш, или американские духи

Зубная фея объясняет Джеку - все Хранители были когда-то людьми, но умерли и были "взяты" Луноликим. Зачем? Все за тем же - "to serve and protect". Сам Джек этого не понимает, не понимает, зачем ему была дана сила, заключенная в посохе, и почему 300 лет Луноликий не отвечал на его вопросы.


И тут мы подходим к самому главному. Лукьяненко увел все к дьявольщине и бесовщине, при этом объявив о дехристианизации праздников. Верно, дехристианизация происходит, но нужно ли ее ассоциировать с весьма сомнительной натяжкой и "темными силами"? Так ли темны Зубная фея, Песочный человек или сам Джек? Ведь ясно, что они исполняют свои обязанности и только, они вспомогательные существа, они своего рода слуги. Слуги кого?

Вспомните - все персонажи, о которых говорилось ранее, ведут свою историю из германской и/или скандинавской традиции. И, как мне кажется, вполне уместно поговорить здесь о мощнейшем, но не очень афишируемом "языческом реванше" в американской культуре (американской в первую очередь, хотя отчасти и европейской).


Само слово - "язычество" - часто критикуют как церковный "лейбл", но мне представляется его уместность применительно к тому, о чем мы говорим. Корень "языки" - это, говоря по-современному, "народы". В старину Организация Объединенных Наций могла бы именоваться, к примеру, как "Уклад Союзных Языков" ;)

Поэтому языческий - это народный, а любая народная традиция в первую очередь подразумевает непрерывность. Вспомните, как народная традиция боролась за того же Деда Мороза, как кролик-служка Богини стал функциональным атрибутом Пасхи, сохраняя свою роль, пусть и в новой внешней форме. И вспомните, как всякий раз я отмечал: "Переселенцы увезли в Новый Свет свою традицию".

Германская традиция в первой половине XX века познала и вершину взлета, и всю бездну падения. Многовековые обычаи практически забыты на родине, но были "спасены", вывезены, как вывезен фон Браун со своими ракетами или заводы "Опель". Известный современный писатель М.Ю. Елизаров, живший в различных городах Германии, очень удачно, как мне кажется, зафиксировал это в своем эссе (позволю себе пространную цитату, уж больно хорош текст):
Мне видится условная дата - сорок пятый год. С этого момента мифообразующая железа Германии начинает активно угасать. Страна морит все "мифологическое", ибо оно ассоциируется со "злом". 
Стивен Кинг, стиснутый пространством современной Германии, беспомощен. Ни один его сюжет в ней не работает. Фредди Крюгер не может проживать в Дортмунде или Гамбурге. Кинг-Конг никогда не пройдет по Берлину.
...и Гарри Поттера не напишут - нечем, кончились все волшебные чернила. Самое обидное, что "сказку" даже не сымитировать. "Мифотврочество" - сложнейший процесс, тянущийся из незапамятных времен, развивающийся и изменяющийся вместе со своей страной. Он сложнее самой культуры, ибо древнее ее.
Действие мифотворчества проявляется в одном: способно ли еще данное время оставить по себе легенду или, на худой конец, сказку. Она реализуется в умах зрителей, свято верящих, что в их стране все еще способны происходить самые невероятные фантастические вещи.
Германия - благополучная страна отмершей мифологии. Легенды, саги, эпосы - все в прошлом. Не будет больше ни розенкрейцеров, ни тевтонов. Ни гномов, ни эльфов, ни Лесного Царя...
А ведь остальные страны фашистского договора как-то выкрутились. Та же Австрия. Может, Альпы помогли, сберегли в пещерах волшебство? Италия опять-таки все сказочное сберегла. но там на страже мифологического стоит Ватикан. Япония еще и поделиться сказочным может: один Годзилла чего стоит... А Германии - все, конец.
И не только выхолощенная "турецкая" Германия - та же наркотическая Голландия практически не помнит своего прошлого. Но в том величие непрерывности традиции - она жива до тех пор, пока живет вера (о чем, в общем-то, и рассказывает мультфильм).

И германское наследие перебралось в Америку. Не только германское, конечно, но оно наиболее архетипично индоевропейское по своему содержанию, а потому лучше всего "легло" на эклектичное потомство европейских колонистов. В чужой земле, без обычаев, традиций и руководства "сверху", они молились христианскому богу лишь на словах. В своем естестве они сберегли исконные обычаи предков, передавая их своим детям. А вместе с тем и древние боги перешли с континента на континент.

// Идея эта, в частности, описана Н. Гейманом в "Американских богах", хоть и довольно хаотично, непоследовательно и скомканно. 

Сам могучий Отец Ратей, одноглазый Один управляет своими славными эйнхериями, оберегая сон среднестатистического американского Джэйме, который далек от многомудрых толкований Писания (вспомните классического Тома Сойера и его сражение с текстом заповедей блаженства), но который знает, что Фея заберет его зубик, Джек раскатает ледянку, Зайчик принесет яйцо, а Санта обязательно-обязательно спустится дымоходом и оставит в красном носке свой подарок.

И я склонен согласиться с Гейманом в том, что Старые боги будут сражаться с Новым порядком, с Молодыми богами потребления и капитала, а никак не представлять его.

Где же Иисус, спросите вы? Иисус тоже стал "еще одним" богом, к которому можно уважительно обратиться, но лучше еще сходить к ворожее, совершить викканский ритуал, запросить помощи у колдуна вуду, вопросить Таро или руны. Так оно надежнее, верно? ;)

Так что суть мультфильма - в той самой "Вечной истории", хранимой Гьюки и Биль. Ох, недаром славный Лейф Эрикссон, сын Эрика Рыжего, "открыл" Америку в начале второго тысячелетия нашей эры. Видать, уже тогда мудрейшие боги готовили себе пути к отступлению. Или, наоборот, к новой жизни?

9 комментариев:

  1. Мммм.
    Елизаров, он, конечно, дядичка впечатлительный и резкий, но мне было бы вельми любопытно, что он бы сказал про наше, отечественное, раскатанное не одним катком мифотворчество?

    ...правда, из того, что я наблюдаю - в основном азиатские, степные корни у нашего нынешнего. Неужто татаро-монгольское все аукается?))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А про наше у него там тоже есть. Отдельным постом тогда надо вывести беседу о российском мифотворчестве в настоящее вермя.

      Ну а куда нам без азиатщины? Даже Александру Невскому приписывают слова: "На Западе нам нужно крепить рубежи, а на Востоке - искать друзей".

      Удалить
    2. Да, про наше мифотворчество было бы интересно:)

      Удалить
    3. Особенно в свете раскручивания богатырской и
      клюквенно-славянской тем в мультиках и кино в последнее время.

      Удалить
    4. Что все так на этих богатырей-то ополчились, очень они годные были)
      Клюква - это когда "Красная жара" и Шварц в роли русского полисмена...

      Удалить
    5. Да, разговор про Русь-матушку назрел со всей очевидностью ))

      Удалить
    6. Почему сразу на богатырей ополчились?
      Это вы сами себе надумали:)
      Мы просто интересуемся!

      Удалить
  2. Сань, давай про Бугимена! По заявкам читателей)
    А по ссылке автор не то дури обкурился, не то и правда СПГС в терминальной стадии.

    ОтветитьУдалить