Завершаем анализ четверки героев "Хранителей" - остался лишь старый Николаус, Санта-Клаус, Ник Северянин или просто дедушка Мороз ;)
Самый, наверное, узнаваемый и известный персонаж мультфильма, облаченный в традиционно красный наряд с белой оторочкой. Штаб-квартира с эльфами на Северном полюсе, сани с упряжкой оленей, подарки и т.д. - все это известно каждому. Но какие мифы и легенды стоят за этим в историческом плане? Ведь несложно догадаться, что св. Николай, архиепископ Мирликийский, более известный как Угодник или Чудотворец, имеет к зиме и снегу самое отдаленное отношение.
Образ Повелителя Зимы (Father Winter, Old Man Winter, Дед Мороз и т.д.) - древнейшая, архаичная персонификация северных стран. Естественно, что столь длинный, опасный и тяжелый период, как зима, с ее лютыми морозами, "смертью" природы и пр. обязан иметь хозяина: сурового, но справедливого господина снега, льда, холода.
Повелитель Холода - волшебник, чародей, умеющий посреди лета призывать снег, накладывать "остановку времени" на природу, а иногда и людей (ср. приговорки: рус. "Замри!", англ. "Freeze!" - "Ни с места!"). Чаще всего Повелитель находится в солидном возрасте (традиционное представление о весне как детству, лету как молодости, осени как зрелости и зимы как старости), отпускает длинную бороду (аналогия седых волос и белого снега). Непременным артефактом Мороза является посох, которым он "выстукивает" трескучий мороз - в славянском обиходе Зимнего Властителя именовали "Трескунец", "Студенец". В.Ф. Одоевский так описывал нашего героя:
Седой-седой старик, который как тряхнёт головой — от волос иней сыплется; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.
Трансформируясь со временем, Властелин Зимы во многих культурах стал совмещаться с племенными богами, наделяя их своими функциями. По мнению ряда исследователей, Один (Вотан, Воден), первоначально бог воинской инициации, боевого исступления и безумия, став богом-покровителем знати - ярлов, конунгов и дружины, приобрел ставшую классической внешность именно от Мороза (длинная седая борода, посох-копье, могучая магия и т.д.).
Образ Повелителя Стужи тесно связан с важнейшим днем зимы - зимним солнцеворотом (21-22 декабря), Йолем у германцев, в обиходе называемым Modranicht (сакс. "Мать ночей") или "Великанская ночь". Самая длинная ночь в году традиционно считалась опасным днем, когда сила Зимы и мрака достигает своего пика. Тот же Один на своем восьминогом коне скачет по небу с Дикой Охотой (именно отсюда произошли летучие сани Санты). Вместе с тем, после Модранихт ночь идет на убыль, а день все увеличивается. Потому в этот день отмечался громадный праздник с разжиганием костров, гуляниями, колядками, заключением обетов и клятв (к примеру, свадебных), зажиганием священного полена, и, что для нас самое главное, дарением подарков.
Дети оставляли возле печки или перед дверями дома башмаки, в которые засовывали морковь, зелень, ржаной хлеб для "подкармливания" скакунов Дикой Охоты. В ответ всадники оставляли для детей сладости и подарки (опять-таки, легко опознать носки для Санты возле камина).
Подарки традиционно дарили от имени какого-либо божества. Скажем, у германцев традиционным покровителем и дарителем считался Фрейр, прекрасный бог плодородия и достатка. Ему посвящалась и главная трапеза - туша дикого кабана, восхваляющая вепря Гуллинбурсти, который принадлежит Фрейру.
Со временем функции зимнего дарителя, подводившего определенный итог и награждающего заслуживших этого, атрибутировались в самостоятельных божков. Таких множество во всех странах, от всем известного финского Йоулупукки и русско-белорусско-украинского Деда Мороза (бел. Дзед Мароз, укр. Дід Мороз) до карельского Паккайне (карел. Морозец) и басконского Олентцеро (баск. Добрый час). Последний изображен на фото ниже :)
Обстоятельный список похожих персонажей можно прочитать по этой ссылке:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Коллеги_Деда_Мороза
// Там же, кстати, приведен отличный перечень отличий Деда Мороза и Санта-Клауса.
Полагаю, назрел естественный вопрос - а при чем тут Рождество и св. Николай? Что ж, поговорим и об этом.
Церковь, которая старалась активно поглощать и вбирать в себя различные крупные народные традиции, не обошла и зимнее солнцестояние. Оно удачно наложилось на Рождество, а выдавать подарки детям был "назначен" самый подходящий для этого по времени святой. Таковым оказался Николай, день почитания которого - 6 декабря, а в биографии затесался эпизод спасения детей. Он изображался в традиционном архиепископском одеянии - красной рясе с серебряными (белыми) окантовками, оттуда и произошел современный костюм Санты.
Надо отметить, что народная традиция долго не сдавалась. Возник "переходный" образ Отца Рождества (англ. Father Christmas, фр. Père Noël) - старика, по сути исполняющего прежние функции, но одновременно воплощающего Рождество и прославляющего его. По сей день этот народный синтезированный герой распространен в англо- и франкоговорящих странах.
В XVI-XVII вв., в эпоху Реформации, возник святоборческий дискурс. С почитанием святых пытались бороться как с "несоразмерным прославлением", мешающим и отвлекающим от почитания Господа. Николай был заменен младенцем Иисусом, который "дарил" подарки к своему дню рождения - в ночь с 24 на 25 декабря. Естественно, это не имело никакого реального смысла и пропало с возвращением почитания святых к XVIII в. Любопытно, однако, что поздняя дата устраивала людей куда больше (будучи связанной и с празднованием Йоля, и с рождественскими ярмарками и базарами), а потому Николаю пришлось "приносить" подарки на Рождество, что было несуразно с т.з. истории, зато прекрасно "вписывалось" в народную традицию. В традиционном голландском произношении его имя звучит как "Синтерклаас", а так как именно нидерландские колонисты "привезли" сей обычай в Новый Амстердам (известный как Нью-Йорк), неудивительно, что его имя со временем американизировалось в "Санта-Клауса".
Ну а дальше понеслось - Вашингтон Ирвинг, Клемент Мур и Фрэнк Баум писали, Томас Мур и Хэддон Сандблом рисовали (последний, например, изобразил Санту для канонической рекламной картинки "Кока-колы" в 1931 г.), и к середине-концу XX века Санта накрепко вошел в американскую жизнь.
Так крепко вошел, что проводится даже специальный СантаКон!
http://en.wikipedia.org/wiki/SantaCon
Дед Мороз тоже пережил немало - и борьбу с немецким Рупрехтом в XIX в., и изгнание в первое десятилетие Советской власти как "рождественский пережиток", и триумфальное возвращение в 1936 г. со всеми (мульт)фильмами, книгами и сказками, и обретение вотчины сначала в Лапландии, а потом в Великом Устюге. Хотелось бы отметить, что наш Дедушка сохранил куда больше черт изначального, традиционного образа, чем нам всем и дорог ;)
Напоследок - в качестве веселой истории - упомяну, что первым официальным белорусским Дедом Морозом (получившим в 2003 г. резиденцию в Беловежской пуще) хозяйственный батька А. Лукашенко назначил В. Семакова, зам. директора парка по научно-исследовательской работе. Действительно, что разбрасываться кадрами! Чем не научная деятельность? xD
Комментариев нет:
Отправить комментарий