В сообщении, посвященном Санта-Клаусу, я частично упоминал о праздновании дня зимнего солнцестояния. Сие славное событие как раз сегодня (чуть более чем символично, памятуя истерию относительно конца света). А раз все благополучно, то давайте бояться, стараться пережить самую длинную ночь в году, ну и, конечно, колядовать!
Описанное в посте про Санту в основном касается германской традиции. Но чем мы хуже, если разобраться? У славян также имелась традиция на ночь солнцеворота, в чем-то сходная, в чем-то отличная.
Существовал весьма похожий ритуал, связанный с зимним деревом-поленом. Северяне-скандинавы и их континентальные родичи, как мы помним, обновляли свою связь с Мировым Древом, призывали к воскресению Повелителя Солнца, Властелина-Дуба - Одина, который сам себя прибил копьем к Иггдрасилю, дабы обрести божественную мудрость.
Славянский ритуал заключался в сожжении "старого бога", уходящего и убывающего года. Для этого изготовлялся специальный идол, сохранивший доныне свое наименование у восточных славян - болгар и сербов. Называли его Бадняк, или Бедник (вариант этого слова есть и в нашем языке - "бдение", первоначально означавшее длительные ночные ожидания и празднования).
Из большого дерева вырезали идола, иногда придавая ему черты человека (с шапкой или бородой) или зверя-покровителя. Обращались к нему уважительно: "Отче" Бадняк, "дид Бадняче".
Устанавливали его в отдельно расчищенном месте, устланном свежей соломой и хворостом. Вокруг все кропили водой, брагой, вином, сыпали зерно, можжевеловые и еловые иголки. Затем торжественно поджигали, провожая старое, и встречая новое, беспорочное. Нередко розжиг производился "молодым огнем" - добытым путем трения двух ритуальных палочек. Все родственники, а впоследствии и все обитатели деревни тушили имеющийся у них огонь и зажигали заново от кострища Бадняка, оставляя таким образом позади горести и беды.
Кое-где считали далеко отлетающие от полена искры - по их числу определяли, насколько удачным грядет год. Праздник этот со временем из личного, семейного, превратился в общие гуляния с хороводами, песнями и плясками.
Сами дни после солнцеворота и до конца декабря посвящались Коляде (Каляде). Образ этого божества практически полностью вычеркнут из летописей, а в 1684 г. (24-го декабря!) был издан специальный патриарший запрет на "славление коляд".
Некоторые выводят имя Коляды от "календ" (греч. καλάνδαι или лат. calendae) - первого дня каждого месяца. Версия, хоть и вызывает определенные сомнения, символична тем, что смысл самих греческих и латинских глаголов, от которых образовано слово - "взывать, вызывать". В общем, Коляду действительно вызывали, упрашивали придти сквозь ночь. Согласно уцелевшим фрагментам, Коляду представляли как бога-младенца, солнечного ребенка, который рос на протяжении всего года, пока не становился тем самым дряхлым стариком - Бадняком.
Символом Коляды был солнечный круг: шести- или восьмиконечная звезда с широким кругом в середине. Ее носили на высокой палке, изображая незаходящее солнце в долгую ночь.
Со временем Коляда "развоплотился" и его имя перешло на сам праздник, а также те песенки-частушки, "колядки", которые было принято распевать и за которые угощали как молодых, так и старых. Абсолютно аналогичным образом трансформировался и украинско-белорусский Усень (Овсень, Авсень) - первоначально тождественный Коляде бог, давший свое имя и ритуалу "обходного обряда", и песенкам-таусенькам.
Песни эти имели довольно строгий вид - сначала требовалось "выкликать Коляду", или же "звать Усеня". Громко перекрикивались, даже если стояли рядом друг с другом: «Пора овсень кликать?», «Можно ли авсень кликать?». Сперва отвечали: «Нет» , «Рано!». Затем переспрашивали и уже отвечали - «Кличьте!»
Все дни Коляды, до конца декабря, предполагалось радоваться и веселиться. Лепили снежные фигуры, строили снежные крепости, разжигали костры, выставляли угощение прямо на улицу. Непременно скоморошничали - обряжались в вывернутые шерстью наружу шкуры животных, кричали по-звериному, делали "зверьи головы" с рогами и клыками. Важно было, чтобы скоморохов под личинами не узнали - считалось, что сами духи зверей в этот момент наблюдают и оценивают. Угощали, соответственно, не только людей, но и животных, и важно было угодить своими подарками. Тогда звери, смилостивившись, дадут и богатый приплод, и будут щедры на охоте.
Традиция эта, как известно, перешла на Святки и сохранилась вплоть до начала XX века.
Нередко первые колядочные гуляния (в самую длинную ночь солнцеворота) продолжались до рассвета. Первые лучи солнца как бы подтверждали, что Коляда пришел, услышал обращения, что праздник рождения солнца успешно окончен победой Света над Тьмой.
В последующие дни трапезничали особо, всей семьей без исключения. Пекли специальный праздничный хлеб и фигурки из сладкого теста, украшали ими и избу, и стол. Говорят за первым обедом после Коляды только самые уважаемые взрослые. Они вспоминают события уходящего года, строят планы на будущий год. Еду не убирают до следующего дня - считалось, что предки смотрят в этот день за своими детьми, и их символически приглашали к столу.
Еще одним важным днем считалось 25-е декабря. В этот день заключались различные договоры и ряды, в том числе и свадебные. Согласно стойкому поверью, сама мать-Земля в этот день развезрнется под клятвопреступником, и только те, кто имеют самые чистые помыслы, могут без страха давать свое слово, а также свидетельствовать.
Впереди долгая ночь, и праздники только начинаются. Слава новому году, вступающему в свои права! ;)
Описанное в посте про Санту в основном касается германской традиции. Но чем мы хуже, если разобраться? У славян также имелась традиция на ночь солнцеворота, в чем-то сходная, в чем-то отличная.
Существовал весьма похожий ритуал, связанный с зимним деревом-поленом. Северяне-скандинавы и их континентальные родичи, как мы помним, обновляли свою связь с Мировым Древом, призывали к воскресению Повелителя Солнца, Властелина-Дуба - Одина, который сам себя прибил копьем к Иггдрасилю, дабы обрести божественную мудрость.
Славянский ритуал заключался в сожжении "старого бога", уходящего и убывающего года. Для этого изготовлялся специальный идол, сохранивший доныне свое наименование у восточных славян - болгар и сербов. Называли его Бадняк, или Бедник (вариант этого слова есть и в нашем языке - "бдение", первоначально означавшее длительные ночные ожидания и празднования).
Из большого дерева вырезали идола, иногда придавая ему черты человека (с шапкой или бородой) или зверя-покровителя. Обращались к нему уважительно: "Отче" Бадняк, "дид Бадняче".
Устанавливали его в отдельно расчищенном месте, устланном свежей соломой и хворостом. Вокруг все кропили водой, брагой, вином, сыпали зерно, можжевеловые и еловые иголки. Затем торжественно поджигали, провожая старое, и встречая новое, беспорочное. Нередко розжиг производился "молодым огнем" - добытым путем трения двух ритуальных палочек. Все родственники, а впоследствии и все обитатели деревни тушили имеющийся у них огонь и зажигали заново от кострища Бадняка, оставляя таким образом позади горести и беды.
Кое-где считали далеко отлетающие от полена искры - по их числу определяли, насколько удачным грядет год. Праздник этот со временем из личного, семейного, превратился в общие гуляния с хороводами, песнями и плясками.
Сами дни после солнцеворота и до конца декабря посвящались Коляде (Каляде). Образ этого божества практически полностью вычеркнут из летописей, а в 1684 г. (24-го декабря!) был издан специальный патриарший запрет на "славление коляд".
Некоторые выводят имя Коляды от "календ" (греч. καλάνδαι или лат. calendae) - первого дня каждого месяца. Версия, хоть и вызывает определенные сомнения, символична тем, что смысл самих греческих и латинских глаголов, от которых образовано слово - "взывать, вызывать". В общем, Коляду действительно вызывали, упрашивали придти сквозь ночь. Согласно уцелевшим фрагментам, Коляду представляли как бога-младенца, солнечного ребенка, который рос на протяжении всего года, пока не становился тем самым дряхлым стариком - Бадняком.
Символом Коляды был солнечный круг: шести- или восьмиконечная звезда с широким кругом в середине. Ее носили на высокой палке, изображая незаходящее солнце в долгую ночь.
Со временем Коляда "развоплотился" и его имя перешло на сам праздник, а также те песенки-частушки, "колядки", которые было принято распевать и за которые угощали как молодых, так и старых. Абсолютно аналогичным образом трансформировался и украинско-белорусский Усень (Овсень, Авсень) - первоначально тождественный Коляде бог, давший свое имя и ритуалу "обходного обряда", и песенкам-таусенькам.
Песни эти имели довольно строгий вид - сначала требовалось "выкликать Коляду", или же "звать Усеня". Громко перекрикивались, даже если стояли рядом друг с другом: «Пора овсень кликать?», «Можно ли авсень кликать?». Сперва отвечали: «Нет» , «Рано!». Затем переспрашивали и уже отвечали - «Кличьте!»
Все дни Коляды, до конца декабря, предполагалось радоваться и веселиться. Лепили снежные фигуры, строили снежные крепости, разжигали костры, выставляли угощение прямо на улицу. Непременно скоморошничали - обряжались в вывернутые шерстью наружу шкуры животных, кричали по-звериному, делали "зверьи головы" с рогами и клыками. Важно было, чтобы скоморохов под личинами не узнали - считалось, что сами духи зверей в этот момент наблюдают и оценивают. Угощали, соответственно, не только людей, но и животных, и важно было угодить своими подарками. Тогда звери, смилостивившись, дадут и богатый приплод, и будут щедры на охоте.
Традиция эта, как известно, перешла на Святки и сохранилась вплоть до начала XX века.
Нередко первые колядочные гуляния (в самую длинную ночь солнцеворота) продолжались до рассвета. Первые лучи солнца как бы подтверждали, что Коляда пришел, услышал обращения, что праздник рождения солнца успешно окончен победой Света над Тьмой.
В последующие дни трапезничали особо, всей семьей без исключения. Пекли специальный праздничный хлеб и фигурки из сладкого теста, украшали ими и избу, и стол. Говорят за первым обедом после Коляды только самые уважаемые взрослые. Они вспоминают события уходящего года, строят планы на будущий год. Еду не убирают до следующего дня - считалось, что предки смотрят в этот день за своими детьми, и их символически приглашали к столу.
Еще одним важным днем считалось 25-е декабря. В этот день заключались различные договоры и ряды, в том числе и свадебные. Согласно стойкому поверью, сама мать-Земля в этот день развезрнется под клятвопреступником, и только те, кто имеют самые чистые помыслы, могут без страха давать свое слово, а также свидетельствовать.
Впереди долгая ночь, и праздники только начинаются. Слава новому году, вступающему в свои права! ;)
Конечно, глядя на столбик термометра в этот Йоль, колядование кажется совершенно сумасшедшей идеей)
ОтветитьУдалитьОднако я все время думаю, каким образом подобные традиции можно было бы адаптировать под городскую современность, где выпрашивание конфет под окнами не канает ввиду некоторой многоквартирности домов и многоэтажности)
Как подладить под современность древние праздники - это вопрос большой. Но то, что это необходимо - это точно!
Удалить