понедельник, 7 января 2013 г.

О Рождестве и не только

И снова здравствуйте, друзья! Надеюсь, праздники прошли хорошо и весело, все отлично отдохнули, набрались новых впечатлений и сил? :) А "Настольное религиоведение", тем временем, выходит на работу с небольшим опережением графика, и сегодня мы немного поговорим о Рождестве в нашей стране - его интересных особенностях и нюансах.

Сразу скажу, что, к сожалению, какие-то интересные традиции и обычаи православному Рождеству как таковому не свойственны. Церковные ритуалы вполне каноничны и историчны, но представляют невеликий интерес для невовлеченных в традицию людей (во всяком случае, на мой взгляд). А люди вовлеченные и так знают, что к чему.

Поэтому я бы хотел осветить некоторые интересности, которые связаны с происхождением Рождества (частично объединив это с тем, что я хотел написать о Рождестве 25-го декабря).

Начнем, пожалуй, с небольшой лингвистической заметки. Всем хорошо известно слово "катавасия", в обиходе обозначающая сумбурное, хаотическое проишествие, сумятицу. А, меж тем, в пер. с греческого это слово обозначает "схождение", и именно так называется определенный вид церковного песнопения. В Византии в заключение каждого канона певчие спускались с обоих клиросов и сходились в центре храма для совместного пения катавасии.

Именно катавасия - первое песнопение в новом, послерождественском литургическом году.

В народной традиции переносное значение слово приобрело в связи с тем, что строгий и сравнительно малоподвижный характер службы резко контрастировал с такими перемещениями, да и слово само как-то удачно "ложится" на русское ухо: кото-васи-я xD

Вообще же, если говорить о Рождестве, то нельзя не упомянуть о некоторых любопытных параллелях с культом бога Митры. Митра (Мтра, Мгер, Митрас) - древнее божество индоевропейцев, поклонение которому происходило на протяжении нескольких тысяч лет, претерпевая весьма занятные трансформации. По одной из версий, имя Митры обозначает договор, контракт (ср. завет). В позднейшее время митраизм даже боролся с набирающим силу христианством за право стать государственной религией Римской Империи (рубеж нашей эры - I-IV вв.).

Так вот, Митра - солнечный бог, аналогичный многим солярным божествам. Несложно догадаться, если вы помните один из моих предыдущих постов, когда отмечалось рождество Митры, Солнечного Младенца (произошедшее, разумеется, от непорочной девы-богини Коры в пещере)! Совершенно верно, в дни зимнего солнцестояния. Этот день - день рождения Непобедимого Солнца (на лат. Dies natalis Solis Invicti) - был популярен и широко праздновался в эллинистическом мире.

Раннее христианство зародилось и начало свое развитие в иудейской среде, где день рождения никогда не был праздником, но, напротив, днем "боли и страданий". Евреи не отмечали и не запоминали дня рождения, а потому основным и, по сути, единственным главным праздником христиан того времени была Пасха (воскресение Христа), перенявшая очень многое у еврейского празднования Песаха (спасения и исхода из плена египетского).

Затем, когда ряды христиан пополнились греками, римлянами и прочими античными товарищами, возник вопрос о датировке рождества Иисуса для установления празднования дня его рождения (традиции, распорстраненной в эллинистическом мире). Этот вопрос оставался открытым довольно долгое время - вплоть до V в. н.э., когда по решению ряда отцов Церкви (в частности, Василия Великого) рождество было механически "назначено" на дни окончания солярных празднований рождения Митры, из которых было выбрано 25 декабря.

Завершая вопрос о митраизме, добавлю, что в основе вероучения лежало равенство адептов, а после смерти сулилась блаженная жизнь.  Главными же добродетелями митраизма считались мужественность и воинственность. В ряды последователей не принимали ни женщин, ни слабых, ни рабов. В "церквях", называвшихся митреумами, происходили таинства. Мало что известно о них, но среди уцелевших фрагментов (Порфирий, Иустин Философ, Тертуллиан) проскальзывают описания ритуалов, весьма сходных с причащением, обеднями, службами с песнопениями и пр. Вступающим в поклонение Митре предлагалась чаша с водой и хлеб, при этом часть чаши нужно было выпить, а остаток - вылить на голову.

Были и мистерии с испытаниями (в т.ч. огнем), которые символизировали смерть и воскресение инициируемого (уподоблявшемуся Митре, который был казнен и воскрес). Цельс указывает о эзотерической составляющей культа Митры - сочтении звезд и движеня планет, прохождении через 7 врат из различных металлов, а сам Митра носил над головой золотой нимб из семи солнечных лучей (см. картинку перед этим параграфом). Даже поверхностный взгляд на правое изображение позволит вам обнаружить очевидное сходство с каноническими изображениями икон.

Свидетели Иеговы, кстати говоря, считают, что Христос родился в начале октября, поскольку в это время на пастбища выводились овцы, а пастухи сидят в "ночном дозоре" на полях. Декабрь и январь слишком холодны, считают сторонники этой версии.

Возвращаясь к Рождеству, хотел бы отметить, что в православии есть сходная с Адвентом традиция, отмечаемая, правда, не по воскресеньям Рождественского поста, а в последние дни перед Рождеством. Это т.н. дни предпраздненства, и в отличие от прочих двунадесятых праздников (самых важных в православии), их не один, а пять. Последний день предпраздненства называется Навечерием, или же Сочельником. Напомню, что слово "Сочельник" (Сочевник) произошло от слова "сочиво" - сока раздавленных семян и зерен, использовавшегося в качестве приправы или соуса.

Важно отметить, что и сам пост, и даже дни предпраздненства - это довольно строгие дни, призванные очистить душу и настроить на благообразный лад. Лишь в последний день наступает торжество и ликование в связи с радостным пришествием бога в мир.

Сама же традиция рождественских елок пришла к нам с Петром, и хоть на небольшой период отменилась (с 1918 по 1930 гг.), в 1931-м была вновь восстановлена как новогодняя. Вообще, в нашем мультиконфессиональном и постсекулярном мире сама рождественская традиция прочно слилась с новогодними праздниками, составляя двухнедельную цепочку "с 25.12 по 7.01". Некоторые остроумно предлагают новые варианты - так, американский философ и общественный деятель Р. Столлман предлагает отмечать 25 декабря день рождения Исаака Ньютона в качестве символа торжества человеческой науки. Почему бы и нет?

Можно даже устроить конкурс на лучший символ дня торжества науки. Предлагайте свои варианты! ;)

2 комментария: