четверг, 27 декабря 2012 г.

Мифологические следы в "Хоббите" vol. II - дракон +

Заканчиваем разбирать "Хоббита" - сегодня о драконах, золоте и прочих сопутствующих вещах. Картинка, кстати говоря, нарисована самим профессором ;)


Частично в предыдущем посте я затрагивал вопрос о том, что история о драконе и золоте перекликается с "Сагой о Нибелунгах". Но, кроме того, Толкин (как большой специалист по англо-саксонским древностям и литературе) опирался еще и на эпос о "Беовульфе", где местному герою также противостоит дракон. Многие черты этого безымянного дракона прямо перешли на антагониста "Хоббита":
  • он древний и обладает отличной памятью (помнит все, что есть у него среди сокровищ);
  • имеет змееподобную форму, хотя и крылат;
  • пышет огнем;
  • обитает в заброшенной, пустынной местности, где лежит на груде богатств;
  • пробуждается похитителем, ворующим у него чашу;
  • устраивает разрушительную воздушную атаку, поражая все вокруг.
Интересно, что имя дракона (точнее, псевдоним) Толкин произвел от прошедшего времени старонемецкого глагола "smugan", что значит "пролезать в дыру". Отталкиваясь от этого, мы можем установить два интересных факта.

Во-первых, вернее было бы переводить на русский имя дракона как "Смауг" (в некоторых переводах так и есть), а не как "Смог", т.к. правила немецкого чтения буквосочетания "au" передают звук "ау" (нем. Blau (блау) - синий).

Во-вторых, пролезать в дыру может именно змей, а не дракон, который обычно слишком велик для этого.

Вообще, змей как таковой - древнейший мифологический образ, известный с самой зари человеческой цивилизации. В древней Месопотамии, Египте и Индии уже были распространены культы змея, ему поклонялись и его боялись. Битва Мардука с Тиамат в образе гигантской змеи, сражение Индры с чудовищным змеем Вритрой, а в дальнейшем борьба Геракла с Ахелоем и Тора с Йормунгандром - это только самые известные мифологические сюжеты.

Если какие-то из этих змеев и могли летать, то делали это с помощью магии, а не крыльев. Змей с настоящими крыльями - продукт более позднего мифологического "скрещения" птицы и змеи. Но важно понимать, что крылатый змей не тождественнен дракону. Змей обладает змеиным телом - вытянутым, кожаным и гладким, и чаще всего имеет 2 лапы. Дракон же гораздо крупнее и шире, он скорее схож с земноводными, покрытыми чешуей (нередко она топорщится), и лап у него 4.

Отметим, что сам Толкин охарактеризовал Смауга как "a most specially greedy, strong and wicked worm" (чрезвычайно жадный, сильный и злой змей).

Таким образом, Смауг является не сколько драконом, столько линдвормом - двухлапым крылатым змеем, сравнительно распространенным в мифологии Западной Европы. Так, змей Фафнир из "Нибелунгов" - это именно линдворм. И снова отметим изящные параллели профессорских произведений с классикой эпоса.

Связь змеев и драконов с золотом в мифологии является более "молодым" моментом. Изначально герои противостояли чудовищам просто из самого факта героического долга - они защищали мир и порядок, борясь с разрушительным хтоническим хаосом, который персонифицировался в змее. Впоследствии эта битва получила сначала сакрально-инициационный (для того, чтобы стать настоящим воинов/рыцарем, необходимо сразить змея и тем самым подтвердить свои навыки), а затем и религиозный характер (змей=дьявол, и его следует уничтожать истинным христианам).

// Замечу попутно, что в славянском фольклоре змеи (тот же Горыныч) всегда олицетворяли инородный хаос и зло, вторгающиееся на наши родные земли, а богатыри всегда выступали в роли освободителей и защитников. В этом глубокая и принципиальная разница, как мне представляется.

Змей или дракон охраняет сокровище. Так, популярные в древней Скандинави кеннинги - иносказания ("река волка" - т.е. родная стихия волка, лес) среди всего прочего называли золото (и сокровища вообще) "краем змей". Сокровища не нужны змею как таковые, он не способен ими воспользоваться. Но он бережет их, так как в этом смысл его существования, вечного и бесконечного. Геро же нарушает установленный порядок, и чаще всего полученное злато не доставляет ему радости (не случайно в ряде сюжетов убивший дракона герой сам становится драконом). То же происходит и с Торином - богатство и даже возвращение дома не приносит ему ничего, кроме гибели.


Мотив загадок и лести прямо восходит к легенде о сфинксе - думаю, тут не нужны никакие пояснения, кроме того, что драконы явно сообразительней древнего монстра, и загадки придумывали разные, а также сами любили их отгадывать.

Возвращаясь к "Беовульфу" (само название книги, кстати, тоже кеннинг - "волк пчел", то есть медведь), отметим, что Толкин позаимствовал традицию наименования оружия у героев как оттуда, так и из "Нибелунгов" (знаменитый меч Глам Сигурда/Зигфрида).

Напоследок стоит заметить, что волшебник Радагаст получил свое имя и образ от славянского бога Радогоста (Радегаста), верховного бога племени бодричей. Изображение его, данное в "Саксонской хронике", весьма примечательно:
Радегаст стоит обнажённым на постаменте, у него радостное лицо и курчавые волосы, на голове — птица с расправленными крыльями.
И хоть у него не было саней, запряженных зайцами, мы легко можем угадать, откуда взята эта диковинная повозка. Богиня Фрейя, скандинавская властительница любви, красоты и войны, ездит на запряженной двумя дикими кошками колеснице. Слегка приправим образ сказкой про деда Мазая в летнем варианте - и вуаля, вот вам готовый лесной маг :)

UPD. Хотя, возможно, профессор использовал имя славянского предводителя Ардагаста, которого упоминает Феофилакт Симокатта в своей "Истории".

P.S. Но колесница, запряженная парой ездовых манулов - куда круче, я вам скажу xD


4 комментария:

  1. Много неожиданной и интересной информации вынес для себя:
    1) Был уверен, что ИМЯ дракона произошло от английского слова smoke (дым тобишь), ведь дракон же и дымить могёт =). Но, как выяснилось в этом аспекте нужно сказать спасибо немцам :)
    2) Интересно будет посмотреть второго хоббита на предмет наличия именно 2-х лап у дракона - вот тогда и узнаем на сколько Питер Джексон заботал все детали о воплощаемых персоонажах
    3) Беовульф разве не является скрещением двух слов bear + wolf? Пчелиный волк - звучит очень здорово! =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1) В целом, "Смог" тоже неплох для русского уха (смог = дым, гарь), но для строгого следования оригиналу нужно читать "Смауг". Что из этого лучше - уже каждый решает сам, наверное.

      2) Зная Джексона, предположу, что лап таким будет четыре, но надеюсь робко-робко, что он меня приятно удивит двумя :)

      3) Нет, там именно от множественного числа древнеангл. "be" - пчела, то есть пчеловолк. Кстати, отличный бы вышел супергерой! Пчеловолк против Спайдермэна, все дела xD

      Удалить
  2. По прочтении абзаца про золото драконов вспомнился эпизод из "Покорителя Зари" товарища Толкина Льюиса - когда мальчик обратился в дракона, проспав на его золоте и надев на руку браслет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно! А первым такой сюжет, пожалуй, встречается в античной литературе, где менее известный широкой публике герой Кадм, основатель стовратных Фив, убил дракона, а зубы этой бестии "посеял", и они "проросли" воинами. Дракон же был слугой Ареса, а потому, естественно, богу войны не очень понравились такие проделки. "Выросшие" воины сначала изрубили всю дружину Кадма, а потом и друг друга, и разнять их он смог, лишь когда в живых осталось всего 5 человек. В дальнейшем Кадму все время приходилось преодолевать всевозможные злоключения, насылаемые мстительным богом, пока он не смекнул, что проблемы сыпятся на него по божественной воле. И он добровольно согласился занять место убиенного змея, причем его жена также обратилась в дракониху (причем по собственному желанию - не желая расставаться с мужем). Можно было бы такой блокбастер забабахать!..

      А еще интересно, что мотив злобности и алчности вообще-то чужд мифологическим драконам Европы. Тот же приснопамятный Фафнир - просто страж сокровищ, и даже будучи смертельно раненным Зигфридом, он не пытается его убить, а разговаривает, объясняя, что от этого золота никому лучше не станет (что в итоге и произойдет). Толкин придал Смаугу скорее черты славянских или индийских змеев, которые вечно стремятся вторгнуться в земли людей и устроить там хаос, разорение и адЪ ;)

      Удалить